«Екатеринбургъ 1917. Город, которого нет»

  Автор:
  5659
Усадьба купцов Рязановых. Выставка «ЕкатеринбургЪ 1917. Город, которого нет»

В 2017 году в Екатеринбурге прошла общегородская выставка «Екатеринбургъ 1917. Город, которого нет». Организаторы проекта по истории города Свято-Екатерининское и Свято-Елизаветинское малые православные братства совместно с Екатеринбургской епархией.
Общегородской выставочный проект «Екатеринбургъ 1917. Город, которого нет» проводился по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла.
Предлагаем Вашему вниманию фоторепортаж с выставки.

Городской ФОТОАЛЬБОМ

Так бывает, что улицы родного города приносят для Вас неожиданные повороты событий. Таким образом я попала на выставку под открытым небом, когда, проходя по знакомой улице, обратила внимание на группу планшетных сооружений. К моей радости, это оказались не места для рекламы.
Я буквально вошла в экспозицию выставки «Екатеринбургъ 1917. Город, которого нет», выпущенной в виде городского фотоальбома. Прохожие с интересом рассматривали фотографии и читали пояснения к ним.

Храм Большой Златоуст. Екатеринбург
Храм Большой Златоуст

На площадке перед храмом Большой Златоуст, где я оказалось, располагалась только часть выставки о городе, приуроченной к 100-летнему юбилейному отрезку времени с 1917 по 2017гг.
Выставка «Екатеринбургъ 1917. Город, которого нет» разместилась на нескольких площадках в разных концах города. Экспозиции площадок представляли собой отдельные разделы проекта, освещающего в фотографиях жизнь Екатеринбурга в начале XX-го века.

Выставка «ЕкатеринбургЪ 1917. Город, которого нет»

Выставка «ЕкатеринбургЪ 1917. Город, которого нет». 2017
Выставка «ЕкатеринбургЪ 1917. Город, которого нет»

Такое название выставки сразу же заставляет остановиться – от него веет трагизмом, печалью, и какой-то… близостью. Близостью, потому что родной город – это не только место, где человек родился. Это та его малая Родина, хранящая историю жизни его предшествующих поколений, их ошибки, радости и боль.

Из материалов экспозиции выставки узнаёшь, что «цель данного проекта – рассказать о тех проявлениях Веры, Добра, Правды и Красоты, которые были известны в нашем городе до трагических событий 1917 года и целенаправленно уничтожались в течение нескольких десятков лет. На пяти городских площадках представлены материалы, посвящённые делам веры и милосердия, культурной и общественной жизни Екатеринбурга, а также те храмы, усадьбы и общественные здания, которых сейчас уже нет. Судьбы выдающихся деятелей нашего города напомнят нам о славных традициях служения Богу, Отечеству и ближнему».

Все экспозиционные площадки выставки «Екатеринбургъ 1917. Город, которого нет», представлены в фотогалереях разделов данной публикации и во встроенных в неё видео.
Подробнее остановлюсь на экспозиции, открывающей неизвестные страницы истории и традиции усадебной жизни дореволюционного Екатеринбурга.

Экспозиция «Разрушенные усадьбы, здания, дома»

ул.Малышева, г.Екатеринбург. 2017
Вид на ул.Малышева. г.Екатеринбург. 2017

Данный раздел выставки особенно интересен жителям города: практически каждый день они ходят по улицам города.
В Екатеринбурге на одной улице можно увидеть здания, включающие в декор фасада элементы итальянского Возрождения; здания, построенные в стиле конструктивизма; современную застройку мегаполиса из точечных бизнес-небоскрёбов и жилых комплексов, выполняемых по индивидуальным проектам.

Итальянское Возрождение на Уральской земле

Екатеринбург может гордиться старинными особняками, построенными в конце XIX-го, начале XX-го веков. В материалах выставки рассказывается о тех зданиях, которые отметили свои более чем 100-летние юбилеи.

Усадьба И.И.Симанова
/Пересечение улиц Успенской и 1-й Успенской, позже – Симановской. Современный адрес: ул. Попова, 4/
Время постройки: 1850-1890гг.

Дом купца И.И.Симанова. Илья Иванович Симанов в 1884-1894гг. находился во главе городского самоуправления.

Строительство здания окончено в 1890г., т.е. 125-летний юбилей дом уже отметил и находится на реконструкции. Главный фасад каменного двухэтажного дома украшен нарядным лепным декором; фигурками путти в позах атлантов; вазонами, в которых век назад наверняка алели герани и петуньи. В наличниках окон проявилась редко встречающаяся геральдическая композиция.
Центральный ризалит (часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания) – самый крупный. В нём расположены широкая въездная арка во двор, переоборудованная в главный вход, и балкон с кованой решёткой на литых столбиках.
Окна второго этажа – арочные в ризалитах и лучковые в остальной части фасада, – кроме наличников акцентированы сочным орнаментом из крупных цветочных гирлянд с кистями.

В доме И.И.Симанова, во время работы открывшейся Сибирско-Уральской выставки 1887г. в Екатеринбурге, находилась квартира великого князя Михаила Николаевича Романова, председателя Государственного Совета.

Дом Яковлевых – А.Е.Борчанинова
/Ул. Уктусская, 18. Современный адрес: 8 Марта, 18/
Время постройки: 1840-1859гг.

Строительство усадьбы купца С.Я.Яковлева продолжалось 19 лет. Усадьба включает каменный двухэтажный дом, службы, бани, крупчатые лавки.
В 1903г. усадьбу приобрёл известный купец и промышленник, выходец из крестьянской среды, А.Е.Борчанинов, владевший многими мукомольными предприятиями, в том числе и самой крупной на Урале екатеринбургской мельницей, носящей его имя.

В 1904-1905гг. по проекту архитектора К.И.Турского дом был перестроен в стиле «нового барокко». По заказу Борчанинова в архитектуре дома было введено новшество – добавление в фасадный декор скульптурных фигур атлантов, фланкирующих главный вход и амуров на центральном декоративном фронтоне. Атланты были выполнены не в камне, а в очень качественной лепке. Внутреннее убранство дома украшала мраморная лестница, дубовый паркет, стены, отделанные зеркалами, лепнина, изразцовый камин.

С 1989 по 1991гг. в здании размещалась детская филармония, а сейчас арендуют офисы различные организации. Этот красивый особняк уже отметил свой 150-летний юбилей.

Дом Коробковых – Дмитриевых
/Главный проспект, 25/1. Современный адрес: пр. Ленина, 25/

Дом был построен купцом Максимом Ивановичем Коробковым в 1828г. Через два года слева от него появился брат-близнец – дом С.Ф.Жирякова. Здания имеют общую капитальную стену и оба были построены по проекту одного и того же архитектора – изначально они были абсолютно идентичны.
М.И.Коробков происходил из купеческого старообрядческого рода, входил в число золотопромышленников, с 1844 по 1847гг. занимал пост городского головы. Умер относительно молодым, и завещал дом своим дочерям, которые впоследствии вышли замуж и уехали из города.

В конце 1880-х годов дом был приобретён купцами – братьями Василием и Михаилом Дмитриевыми. Братья провели реконструкцию дома, после чего он получил новое фасадное убранство в своеобразной вариации «неоготических» форм. На главном южном фасаде сохранилась его симметричная схема с мезонином и длинным балконом с кованой решёткой ограждения.
По стилистической трактовке форм «неоготики», наложенных на классическую основу дома, данный образец архитектуры не имеет аналогов в исторической застройке Екатеринбурга.

В 2006-2009гг. здание претерпело капитальную реконструкцию и сейчас является частью торгового центра «Европа». А через какой-то десяток лет здание будет отмечать свой двухвековой юбилей.

Усадьба И.М.Беленкова
/Перекресток ул. Златоустовской и Александровского проспекта. Современный адрес: ул. Розы Люксембург, 73/
Время постройки: конец XVIII — начало XIXвв.

Хозяевами данного участка были разные особы из мещанского и купеческого сословия. В начале XX века усадьба перешла в собственность фабриканта И.М.Беленкова, владевшего землями, лесами, стекольным и чугуноплавильным заводом, а позже и мукомольным производством.
Усадьба была разделена на три зоны: парадную, жилую и хозяйственную. В парадной зоне находился «большой» сад с аллеями, дорожками и цветниками, который выполнял функцию входа в жилую зону, располагавшуюся за садом. Жилая зона включала в себя двухэтажный дом, примыкающий к нему флигель и деревянный амбар. В хозяйственной зоне находились флигель и постройки, а также огород с «малым» плодовым садом.
Главный фасад дома выполнен в стиле поздней эклектики. Одна из уникальных деталей внешнего декора – фигурка маленького хранителя дома – путти, характерная для искусства итальянского Возрождения.

В настоящее время территория усадьбы превращена в строительную площадку – утрачены часть флигеля, каменной ограды, сад. Здание с выбитыми окнами пустует.
Такое историческое место с вложенными в его реставрацию и небольшую реконструкцию средствами могло бы разместить любой музей с Уральской тематикой, например, связанный с минералогией, живописью или краеведением. А можно было бы устроить в нём выставочный зал с постоянно меняющейся экспозицией! И тогда здание бы не пустовало, а радовало жителей и гостей Екатеринбурга.

Служить людям – 200 лет!

Архиерейский дом
/Пересечение ул. Архиерейской и Архиерейского переулка. Современный адрес: ул. Чапаева, 9/
Время постройки: 1809-1814гг.

Я.М.Рязанов. Выставка «ЕкатеринбургЪ 1917. Город, которого нет»

Первым хозяином и заказчиком двухэтажного каменного особняка на ул. Береговой был екатеринбургский купец Я.М.Рязанов. Здание построено по его собственному проекту, совместно с известным архитектором М.П.Малаховым.
В 1824г. в доме останавливался император Александр I, а спустя 23 года, в 1847г. здесь же побывал наследник престола цесаревич Александр (будущий император Александр II). В том же 1824г. Я.М.Рязанов разорился и был выведен в мещанское сословие.
Дом Я.М.Рязанова за долги был передан казне. Вначале в нём устроили резиденцию главного начальника горных заводов. А в 1833г., когда в Екатеринбурге был учреждён викариат, здание отошло епископу, дом же стали называть Архиерейским.
Дом был окружен садом с прудом (ныне сохранившимся). К зданию пристроили Градо-Екатеринбургскую Крестовую архиерейскую церковь. Она была расположена вдоль переулка, спускающегося к реке Исеть (сейчас – ул. Тверитина). В 1905г., во время пребывания в Екатеринбурге, здесь служил литургию святой праведный Иоанн Кронштадтский.

В 1924г. церковь была закрыта. Бывший Архиерейский дом и храмы занял клуб милиции, позднее школа НКВД. В 1960-е гг. здание передано Городскому туберкулёзному диспансеру. Ещё в период размещения учреждений НКВД, здание было надстроено до 4-х этажей и лишилось почти всех прежних архитектурных деталей. Сохранились лишь апсиды алтарей существовавших ранее церквей, по контуру которых и возводились дополнительные этажи. А в Архиерейском саду выстроили корпус Областного пульмонологического центра.

Я много раз проезжала мимо 4-х этажного здания Городского тубдиспансера, считая его построенным в 60-е годы XX-го столетия. Мне не приходила мысль о том, что это здание имеет такие исторические двухвековые корни. Удивительно, что фундамент и стены держат ещё массу двух надстроенных этажей! Очень жаль утраченных деталей архитектуры Архиерейского дома. Радует тот факт, что Архиерейский дом с садом уже третий век служат людям, в настоящее время восстанавливая их здоровье.

Средневековый замок или мельница?

Мельница А.Е.Борчанинова – Е.И.Первушина
/Квартал, ограниченный улицами: Арсентьевский проспект, ул. Северная, ул. 2-ая Восточная, ул. 4-ая Мельковская. Современный адрес: ул. Челюскинцев, 108/
Время постройки 1906-1909гг.

Возле железнодорожного вокзала расположено ещё одно прекрасное сооружение, похожее на средневековый замок и оставшееся от А.Е.Борчанинова. Это – мельница, носящая его имя до 1914г., пока здание не приобрёл купец Е.И.Первушин.
Мельница А.Е.Борчанинова представляет интерес, как образец архитектурного решения производственного сооружения в стилевых формах эклектики с элементами «кирпичного» стиля. Крупномасштабный объём здания расчленён на всю высоту фасадов лопатками и рядами окон, украшенных рельефом. Углы главного фасада венчают башенки, а полуциркульные фронтоны и круглые барочные купола образуют венчающую часть фасада. Убранство фасада изобилует фигурной кладкой с геометрическим орнаментом.

Мельница А.Е.Борчанинова. Выставка «ЕкатеринбургЪ 1917. Город, которого нет»
Мельница А.Е.Борчанинова – Е.И.Первушина. г.Екатеринбург

В 1906г. Александр Ефремович купил «пустопорожнее место» вблизи железнодорожного вокзала на берегу реки Мельковки, где он намеревался возвести грандиозную мельницу.
Весной 1907г. при выполнении земляных работ на территории будущей мельницы были обнаружены золотоносные пески. С разрешения городской думы Борчанинов начал промывку песков. В короткое время было намыто чуть больше 2-х фунтов золота.

Увидеть свою грандиозную задумку, воплощенной в жизнь, предприниматель не успел. 30 июля 1907г. А.Е.Борчанинов скончался, упав со строительных лесов. После его смерти строительство мельницы было продолжено, но в 1908г. временные деревянные подпорки не выдержали давления, и весь левый угол пятиэтажного здания рухнул.
Несмотря на все сложности в 1909г. мельница была построена и запущена. Это первое на Урале сооружение с применением в его строительстве бетона. Внутри мельницы был построен и первый на Урале лифт. До 1914г. мельница оставалась собственностью семьи Борчаниновых, а затем перешла во владение к купцу Е.И.Первушину.

После революции 1917г. мельница была национализирована и стала государственным предприятием, которое проработало до 2006г. Сейчас решается вопрос о дальнейшей судьбе 100-летнего здания.

В псевдорусском стиле

Усадьба А.А.Железнова
/Угол ул. Златоустовской и Сибирского проспекта. Современный адрес: ул. Розы Люксембург, 56/
Время постройки: 1895г.

Усадьба А.А.Железнова. Выставка «ЕкатеринбургЪ 1917. Город, которого нет»
Усадьба А.А.Железнова. Материалы выставки по истории города

Здание построено по проекту архитектора А.П.Турчевича на средства присяжного поверенного А.Н.Казанцева. В 1905г. купец второй гильдии и общественный деятель Алексей Анфиногенович Железнов выкупил дом у наследников Казанцева.
В композицию усадебного комплекса входят: главный дом с флигелем, двор, и широкая ограда с воротами. В конце XIXв. в саду, спускающемся к реке Исеть, находился мраморный фонтан.
Особняк из красного («пудового») кирпича решен в псевдорусском стиле, богато украшен фигурной кладкой и коваными решётками. Интерьер дома дополняют изразцовые камины, лепнина с элементами модерна, резные дубовые двери и дубовый паркет, высокие кедровые окна. Нижний, полуподвальный, этаж с чёрным выходом во двор – хозяйственный; высокий первый – деловой и парадный (кабинеты, гостиные, зал); второй – жилой.

После революции дом заняли анархисты (с ними был связан один из сыновей бывшего владельца), затем воинская часть, потом здание перешло в ведение Наркомпроса. Здесь же размещалась школа №93 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и слабослышащих, верхние этажи занимали семьи учителей.
В годы войны в этот дом эвакуировали из столицы астрономический институт им.П.К.Штернберга (ГАИШ). В глубоких подвалах здания за полутораметровыми кирпичными стенами разместились хронометры Службы точного времени. Именно отсюда в военные годы вся страна узнавала точное время.
После войны здание вновь перешло в ведение народного образования. С началом деятельности Дома учёных оказалось, что украшенный лепниной зал – одно из лучших в городе помещение по акустике. Компактный, рассчитанный на 30-40 человек, он действительно «звучит»; музыканты – вокалисты, скрипачи, пианисты – охотно принимали предложения выступить перед академической аудиторией. С 1988 по 2013гг. в здании размещался Институт истории и археологии УрОРАН. Последние несколько лет усадьба Железнова пустует.

Жители Екатеринбурга в душе очень любят свой город и, бывая в других местах, так или иначе, сравнивают их со своим Екатеринбургом, с родным Екатеринбургом. И хочется, чтобы наряду с современной застройкой, не разрушались и не сносились старинные особняки, дома и общественные здания. Чтобы понятие «бизнес» не затмевало «историческую ценность» и «культурное наследие». Проявление истории в архитектуре надо не только любить, но и бережно хранить. И тогда будет возможность и у наших внуков и правнуков воочию прикоснуться к элементам декора из эпохи Возрождения в своём родном Екатеринбурге.

Экспозиция «Храмы Екатеринбурга 100 лет назад»

Данный раздел экспозиции выставки «Екатеринбургъ 1917. Город, которого нет», посвящён истории пяти екатеринбургских храмов, разрушенных в советское время, и выставлялся на территории Свято-Троицкого кафедрального собора.

Церковь Сошествия Святого Духа
/Пересечение ул. Успенской и Покровского проспекта. Современный адрес: перекрёсток ул. 8 Марта и ул.Малышева; место постройки бытового комбината «Рубин» (в настоящее время – офисное здание «Брусника»)/
1755-1928гг.

Здание Свято-Духовской церкви с трапезной и шатровой колокольней было выполнено в стиле провинциального барокко, тип архитектурной композиции – «восьмерик на четверике».

Собор Богоявления Господня
/Кафедральная площадь. Современный адрес: Площадь 1905 года/
1745-1930гг.

Собор представлял собой кирпичный двухэтажный храм в стиле сибирского барокко, окрашенный бирюзовой краской с белым декором. Высота пятиярусной колокольни составляла 66,2 м. На протяжении 100 лет (до постройки Большого Златоуста) Богоявленский собор оставался самым высоким зданием в городе.

Никольская церковь на ВИЗе

Материалы выставки «ЕкатеринбургЪ 1917. Город, которого нет»
Материалы выставки по истории города

/Верх-Исетский завод, Базарная площадь. Современный адрес: ул. Халтурина, 44а (территория Областного наркологического диспансера)/
1890-1930гг.

Никольская церковь была заложена в память о чудесном спасении Императора Александра III и его семьи при железнодорожном крушении на станции Борки (17 октября 1888г.). Здание церкви каменное одноэтажное, увенчанное одним куполом и с одной колокольней.

Екатерининский Горный собор
/Главный проспект. Современный адрес: Площадь Труда, 1/
1723-1930гг.

Каменный храм в византийском стиле. В Екатерининском соборе приносили присягу горные инженеры.

Александро-Невская (Лузинская) церковь

Материалы выставки «ЕкатеринбургЪ 1917. Город, которого нет»
Материалы выставки по истории города

/Мельковская площадь. Современный адрес: ул. Свердлова, 11а (территория института «Уралгипротранс»)/
1893-1930гг.

Стараниями купца П.Лузина была заложена одноэтажная, однопрестольная краснокирпичная шатровая церковь, к которой впоследствии был достроен Никольский предел.

Экспозиция «Культурная и общественная жизнь Екатеринбурга»

В 1998г. к 275-летию города Екатеринбурга на Площади Труда было построено современное здание миниатюрной, но очень красивой, Часовни во имя Святой великомученицы Екатерины (архитектор А.В.Долгов). Рядом с Часовней Святой Екатерины размещен раздел экспозиции выставки «Екатеринбургъ 1917. Город, которого нет», посвященный общественной и культурной жизни дореволюционного Екатеринбурга.

Вопросы народной трезвости, строительство театра, местное самоуправление, благотворительность, борьба с чахоткой, велогонки, народное образование и противодействие пожарам – это лишь часть интересов, которыми жила общественность Екатеринбурга в канун событий 1917 года.

Праздники и досуг

Городское самоуправление

Культурно-просветительские общества

Общества взаимопомощи

Православные общества

Экспозиция «Традиции милосердия»

У стены Крестовоздвиженского мужского монастыря также разместилась экспозиция выставки «Екатеринбургъ 1917. Город, которого нет». Данная экспозиция посвященная традициям милосердия, проявляемым обществом в дореволюционном Екатеринбурге.

На экспозиции представлены фотоматериалы, исторические и статистические данные, связанные с историей приютов, благотворительных обществ и людей, добровольно бравших на себя заботу о своих обездоленных согражданах.

Попечение о детях

Попечение о нищих

Общественная благотворительность

Медицинская помощь

Экспозиция «Судьбы выдающихся людей Екатеринбурга»

На территории Иоанно-Предтеченского кафедрального собора экспозиция выставки «Екатеринбургъ 1917. Город, которого нет» посвящена судьбам выдающихся деятелей Екатеринбурга. Героями этой выставки стали известные горожане, вложившие свои силы, средства и талант в становление дореволюционного Екатеринбурга.

По чьей инициативе была образована первая городская публичная библиотека им.В.Г.Белинского?
Кто был организатором сбора средств для установления памятника в Екатеринбурге российскому императору Александру II, на постаменте которого было написано: «Царю Освободителю в память 19 февраля 1861 года от Городского общества и горнозаводских мастеровых»?
Чем интересен был театр братьев Казанцевых?
Как, где, и кем был организован первый в Екатеринбурге музей естествознания и краеведения?
Что за ситуация привела к независимому существованию сразу двух Уральских горных институтов?
Как сложилась судьба русского живописца, художника-камнереза А.К.Денисова-Уральского?
И многое другое Вы найдёте в фотогалереях данного раздела.

Купечество

Культура

Наука и образование

Просвещение

Церковь

 

 

Екатеринбург 1917. Разрушенные дома, усадьбы и общественные здания.

Екатеринбург 1917. Разрушенные храмы и церкви Екатеринбурга.

Екатеринбург 1917. Культурная и общественная жизнь Екатеринбурга 100 лет назад.

Екатеринбург 1917. Традиции милосердия: общественная благотворительность.

Екатеринбург 1917. Судьбы выдающийся людей Екатеринбурга.

Другие публикации, посвященные историческим событиям:
Выставка «ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО!» — Фоторепортаж с выставки, посвященной двум большим датам: 100-летию Первой мировой войны (начавшейся 28 июля 1914г.) и 110-летию Русско-японской войны (начавшейся 27 января 1904г.).
«ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА». Герои Первой мировой войны  — Алексей Лопато. Выставка портретов героев Первой мировой войны.
«ВЕЛИКАЯ и ЗАБЫТАЯ». Взгляд из Екатеринбурга — Материалы Международного выставочного проекта, посвященного 100-летию Первой мировой войны.
«70 победных лет» — Выставка картин самодеятельных художников, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

«Екатеринбургъ 1917. Город, которого нет»

   4 голоса
Средняя оценка: 4 из 5
Поделитесь статьёй с друзьями! Им будет интересно!
Узнайте Первым о Новых публикациях на сайте!
Оставьте свой комментарий:
Один комментарий
  1. Сергей

    Благодаря вашей публикации, я успел ознакомиться с двумя площадками выставки в городе — в конце декабря стенды ещё не были убраны.
    История интересует, но кое что с выставки узнал впервые. Спасибо, Елена! *OK*

на Блоге
в Фейсбук
в Вконтакте