Данная публикация посвящена одной из творческих техник – работе с соломкой.
О тонкостях технологии работы с природным материалом, о своей золотой и цветной соломке рассказывает Ирина Анатольевна Паросова, мастер декоративно-прикладного творчества и ремесел Самарской области из города Сызрань.
Вы могли ранее познакомиться с «Волшебными птицами» Ирины Паросовой. В данной статье речь пойдёт о творческих идеях мастерицы, о её цветах, распускающихся на интерьерных панно и картинах из соломки.
«Весна идёт, весне дорогу!..»
У многих из нас термин «весна идёт» подсознательно ассоциируется с преображением, с прекрасным, с брызгами ярких солнечных красок. Время пробуждения природы, появления первой зелени, распускающиеся бутоны нежных цветов, птичий гомон – всё это украшает нашу Землю, нашу планету и вселяет восторг от начала нового витка жизни в наши души. Так и хочется обнять весь этот благоухающий мир, погрузившись в осязание ароматов и звуков. И даже один весенний тюльпан в руках девушки, дамы, вызывает в её душе звуки музыки, радость бытия и любовь к жизни.
«Весна – особенное время для творчества мастера, – говорит Ирина Паросова, – необыкновенная энергия, творческий подъем переполняют душу художника (и не важно: любитель он, или профессионал) и хочется выплеснуть своё «Я» в новую творческую идею!»
Одна из работ соломкой Ирины так и называется: «Весна идёт, весне дорогу!..»
Творчество с природным материалом
Ирина Паросова делится:
«Любой материал для творчества, рожденный природой, будь то глина, дерево, солома и т.п. всегда несет в себе положительный заряд. А это благотворно сказывается на состоянии нервной системы и здоровья мастера в целом.
Энергетика Солнца, впитанная соломкой, наполняет сердце теплом, в душе звучит песня от радости созидания и в своей очередной, но никак неповторимой, творческой идее хочется передать весь тот восторг, переполняющий тебя… Для меня творчество – это моя жизнь».
Тонкости технологии работы с соломкой
– Ирина, какой фон-основание для картины или интерьерного панно чаще выбираете? С чем это связано: сюжет картины; её формат; цвет соломки?.. Все картины идут под стеклом в раме?
«Фон чаще темный, в основном черный, это классика! Формат сейчас подбираю в зависимости от собственного видения, наличия готовых рамок, и, естественно, сюжета. Картины не всегда в раме, есть, например, под лаком (вставки в дверное полотно)».
– Солому каких злаковых растений используете в своих работах? Материал разных культур накладывает отпечаток на особенности работы с соломкой? В каких техниках работаете с соломенным материалом?
«Работаю с соломой ржи, пшеницы, овса и ячменя.
Солома ржи хороша для крупных деталей, соломоплетения. Солома пшеницы – универсальна. Солома ячменя и овса – хорошо подходит для нежных и мелких работ, а также для инкрустации.
В своём творчестве использую разные техники: «плоскостная аппликация», «объёмно-плоскостная аппликация», «чёсаная соломка». Сырьё для творчества собираю вручную – материал необходим без замятин и повреждений».
– Известно, подготовка соломки к работе – длительный и трудоёмкий процесс. У Вас, Ирина, есть какие-то свои наработки в этом?
«Здесь всё как у всех! Срезаю солому у самого корня и оставляю на просушку в тени, чтоб соломка приобрела более тёмный цвет. Очищаю стебли от покровных листьев, обрезаю колос и разрезаю на части, вырезая узлы. Получаются трубочки-соломины.
Для придания соломке мягкости – погружаю её в горячую воду на 30 мин., или можно прокипятить.
Для аппликации соломенные трубочки разрезаем вдоль и проглаживаем утюгом на максимальной температуре. Так рождается соломенная лента! Соломенные ленты наклеиваем при помощи клея ПВА (или столярного – он самый густой и стойкий) на бумагу – кальку. Получается соломенное полотно, которое и используем для работы, вырезая из него отдельные детали изображения картины из соломки».
– Ирина Анатольевна, можете ли Вы рассказать о тонкостях Вашей техники окраски соломки? Какие красители применяете? Как должен проходить процесс крашения соломенного материала? Есть свои нюансы в окраске соломки разных растительных культур?
«Для создания картин из соломки, солома используется: в натуральном цвете, отбеленная или окрашенная. Окрашивается солома после её отбеливания, путем кипячения в растворе красителей с добавлением соли и уксуса. Красители предпочитаю анилиновые для шерсти; можно использовать и пищевые, например, для яиц. Здесь всё получается экспериментальным путем».
В фотогалерее приведены страницы журнала «Народное творчество» /Личность. Искусство. Время/ 2016/№6:
Реализация творческого замысла
– Ирина Анатольевна, с чего вы начинаете процесс создания картины из соломки?
«Творческий процесс, в первую очередь, начинается с настроения и настроя на работу самого мастера. Потом подбирается сюжет. Определяюсь с соломенным материалом… и… понеслось!»
– Вы всегда остаётесь удовлетворённой своей очередной работой?
«Нет, нет и нет! Это вообще редко, когда я остаюсь полностью довольной работой. Бывает, что и отклею какую-то деталь и переделаю на другую или возьму другой цвет соломы!..»
– Ирина, постоянно ли в голове творческая идея новой цветной или природной – золотистой соломки ждёт своего осуществления?
«В голове идей много, а вот времени и возможностей не всегда достаточно. Кстати, природный цвет соломки не всегда жёлтый. Чтобы получить золотой (жёлтый) оттенок, солому кипятим в растворе пищевой соды (1 столовая ложка на 1 л воды)».
Золотые бутоны и яркие краски лепестков в картинах соломки
Вот что говорит о цветах Ирина Паросова:
«Несмотря на то, что я сама зимняя, родилась в январе, цветы просто обожаю. Где бы ни работала, в кабинете всегда были цветы в огромном количестве.
Преподавала информатику и программирование в колледже, класс компьютерный, приёмка готовности к учебному году, комиссия из вышестоящих и контролирующих организаций. Первый вопрос: «Цветы? Это класс биологии? Тогда почему столько компьютеров?» Правда после этого велели все цветы из кабинета убрать, видите ли, не положено в компьютерном классе. Электронная техника не любит влагу, а вдруг при поливе… ну и т.д. На окнах тоже нельзя, – пожарная безопасность…
Раздавала своих воспитанников всему колледжу, туда, где им можно было быть.
Так как живу на земле, то и в огороде цветов море. Единственно, что не люблю – срезанные цветы, мне их просто жалко! Я в свое время даже мужа научила дарить мне не букеты, а цветы в горшочках, или для сада…»
С большой любовью и нежностью относится Ирина к цветам. В своих картинах из соломки она их ласково называет: «Подсолнушек», «Шиповничек», «Весенняя песня», «Розовая мечта», «Природа рисует».
Ирина Анатольевна Паросова, вдохновленная красками природы, переносит их на свои картины соломки. Неповторимые Ирисы, алые Маки, белые Ромашки, весёлые Тюльпаны, янтарные Нарциссы, грациозные Цикламены, розовые Розы, внушительные Пионы и мелкие Виолки кружатся смеющимся хороводом по картинам и панно из соломки Ирины Паросовой. Отдельные цветы Пионов, корзины с нежными Розами, букеты Нарциссов и Ирисов, композиции с Маками и Ромашками расцветают золотом, переливаются сочными тонами красок на картинах Ирины Паросовой, выполненных из природного материала – соломки.
Картины из золотой соломки:
Картины из цветной соломки:
Другие публикации о Художественной обработке соломки:
Цветная соломка. Волшебные птицы
«ЗОЛОТАЯ палитра»
Живая СОЛОМКА
Средняя оценка: 5 из 5
Картины из соломки у Ирины Паросовой — уникальны и неповторимы! Для такого искусства одних художественных склонностей человека будет маловато. Нужна ещё усидчивость, кропотливость… а сколько работы по подготовке соломенного материала… не каждому под силу! Успехов вам, Ирина, в творчестве, интересных новых картин!
Замечательные картины. Цветы такие красивые, как живые, а некоторые светятся каким-то внутренним светом. От картин сразу повеяло теплом, летом. Новых вам творческих успехов.