Волшебный бисер. Русский сувенир

  Автор:
  1560

Мария ПресвятаяЕсли мы слышим выражение – «Русский сувенир», то сразу представляем расписную матрешку. Но не менее известным русским сувениром, в том числе и за пределами нашего Отечества, является пасхальное яйцо.

Большой интерес вызывают выставки пасхальных яиц в России и за ее пределами. В 1990 году в Италии была впервые показана коллекция русских фарфоровых пасхальных яиц из фондов Государственного Исторического музея. Вслед за ней в Москве была организована выставка яиц, сделанных фирмой Фаберже по заказу русской императорской семьи, хранящихся в коллекциях музеев Московского Кремля.

Яйцо с изображением Пресвятой Девы Марии с младенцем, бисероплетение пасхальные яйца
Яйцо с изображением
Пресвятой Девы Марии
с младенцем

Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан — дня поминовения «чудесного Воскресения» распятого на кресте Иисуса Христа. С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет. Праздником праздников на Руси на протяжении многих столетий была Святая Пасха с традицией обмена крашеными яйцами. Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено около 37 тысяч яиц. Наряду с натуральными (куриными, лебедиными, гусиными) крашеными яйцами были деревянные, резные и расписные. Естественно, своеобразным эталоном для размера яиц из дерева, кости, фарфора, стекла, камня был размер яиц натуральных.

В XVIII-XIX веках художественно оформленные пасхальные яйца получают такое широкое распространение среди различных слоев российского населения, что с этого времени о них можно говорить как о своеобразном виде декоративно-прикладного и народного искусства. К этому времени традиционными стали и ювелирные драгоценные яйца, и простые крестьянские «писанки» и «крашенки».

Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым. С открытием в 1748 году фарфора производство декоративных яиц в России было поставлено на промышленную основу. Фарфоровые яйца чаще всего были подвесными и имели сквозное отверстие, куда продевалась лента с бантом внизу и петлей вверху. Такие яйца обычно подвешивались в красный угол, под иконы. В XIX веке оформление пасхальных яиц приняло более специфический характер с использованием традиционных религиозных пасхальных сюжетов. В 1916 году на Императорском фарфоровом заводе было изготовлено 15 365 штук пасхальных фарфоровых яиц.

Одним из первых соединить пасхальное яйцо с ювелирным украшением попытался Карл Фаберже. Мастерские Фаберже создали 56 пасхальных яиц для императора Александра III и императора Николая II. Александр III в 1885-1894 годах преподнес своей жене 10 пасхальных яиц. Николай II в 1894-1917 годах заказал 46 пасхальных яиц для подарков своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, и жене Александре Федоровне.

Изящные и дорогие пасхальные подарки, часто содержали различные сюрпризы. Это были пасхальные яйца со сложными заводными механизмами, представляющие собой чудеса ювелирного искусства, создание каждого из которых обходилось очень дорого.

Первое пасхальное яйцо 1885 года с полосками из синей эмали было выполнено мастером Михаилом Перхиным. Яйцо, выполненное Перхиным, содержало оболочку-скорлупу из слоновой кости. В скорлупе — покрытая эмалью курица из золота с рубиновыми глазами. Внутри нее — золотая корона, унизанная жемчугом. А в короне — золотое кольцо. Именно с 1885 года началась традиция ежегодного дарения пасхальных яиц-сувениров фирмы Фаберже. «Ваше Величество будет довольно», — такой ответ обычно давал знаменитый мастер на вопрос о сюжете очередного яйца. Именно фирме Фаберже удалось довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного уровня мастерства, изящества и творческой фантазии.

Современные пасхальные яйца в авторском исполнении представляют собой оригинальное явление в русской художественной культуре.

Пасхальное яйцо из бисера, бисероплетение пасхальные яйца
Одна из первых работ Н.Мещаниновой

В этой статье я хочу рассказать о пасхальных работах уже представляемого на данном блоге мастера прикладного творчества из г.Полевского (статьи: «Сказочные деревья», «Необыкновенная красота») — Надежды Мещаниновой.

«Желание украсить пасхальное яйцо своими руками появилось сразу же, как я познакомилась с технологией бисероплетения,— говорит Надежда, – но не было опыта и уверенности в том, что всё получится так, как это видится!» Поэтому начала Надежда с простого освоения технологии оплетения деревянной болванки одноцветным бисером. Затем стала добавлять бисер разного цвета, бусины большего размера. Освоила не только параллельное сплетение рядов, но и меридианное оплетение яйца. Научилась оставлять окна для вставки изображений на поверхность деревянной болванки.

«Раз праздник Святой Пасхи – православный, то и сюжеты к каждому яйцу подбираю соответствующие!» — говорит Надежда Мещанинова.

Образ Божьей Матери всегда очень близок женщине-матери. Наверное, поэтому мастерица обращалась к нему неоднократно. Широко представлены в этой теме пасхальные яйца с изображением иконы Казанской Божьей Матери в обычных для этой иконы – тёмно-красных одеждах.
«А при благословении детей на счастливую семейную жизнь, при их венчании обычно дарят икону Казанской Богородицы в праздничном серебристо-бронзовом убранстве. И яйцо с иконой такой Пресвятой Богородицы я оформляла с особым трепетом!» — рассказывает Н.Мещанинова.

На иконе «Неувядаемый цвет» Пресвятая Богородица держит в руке белый цветок. Цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Богоматери. Православная Церковь так и обращается к Пречистой Деве: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты».
Божия Матерь нередко сравнивается с неопалимою купиною (несгорающим терновым кустом), которую видел Моисей. По народному верованию икона «Неопалимая Купина» избавляет дома почитающих её от огня, защищает от пожаров и поражения молнией.
На иконе «Неупиваемая Чаша» Богоматерь изображена в молитвенной позе с воздетыми вверх руками, перед Ней – Младенец Христос, стоящий в чаше. Это Чаша Причащения – неистощимый источник духовной радости и утешения. Пресвятая Богородица молится за всех грешных и возвещает, что каждому страждущему уготована Неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия. Данный образ известен тем, что молящиеся перед ним могут получить исцеление от алкоголизма и наркомании.
И с большой любовью работала Надежда над пасхальными яйцами, несущими образ этих икон.

Также интересна композиция пасхальных яиц Н.Мещаниновой, обращенная к образам икон с изображением Святой Троицы, Иисуса Христа, Святого Духа.

 

Слайд-шоу. Авторские пасхальные яйца из бисера.

Другие статьи про работы Н.Мещаниновой:
Волшебный бисер. Сказочные деревья.
Волшебный бисер. Необыкновенная красота.
Дамский эксклюзив.
Волшебный бисер. Мода на века.

При подготовке статьи использовались следующие материалы:
История росписи пасхальных яиц
Каталог икон на сайте PravIcon.com

Волшебный бисер. Русский сувенир

   2 голоса
Средняя оценка: 5 из 5
Поделитесь статьёй с друзьями! Им будет интересно!
Узнайте Первым о Новых публикациях на сайте!
Оставьте свой комментарий:
2 комментария
  1. Мария

    У меня на полочке стоит подарок — пасхальное яйцо, оплетённое бисером, с изображением Пресвятой Девы Марии с младенцем, почти такое же, как на фото в этой статье. Спасибо человеку, сотворившему его. Смотришь на этот подарок, и глаза радуются, а душа — возвышается!

  2. Евгения

    Очень красивые изделия. Мне больше всего понравилось синее, хотелсь бы иметь такое дома.

на Блоге
в Фейсбук
в Вконтакте