Ученье — свет, а неученье — тьма
Я прожила в США несколько лет, и за это время мне пришлось столкнуться с понятием Что такое Школа и школьная жизнь в Америке.
Америка — интернациональная страна. Все живущие здесь обязаны получить среднее образование. И учатся дети разных национальностей в одних и тех же школах. Школы бывают частные и государственные. Большинство детей учится в государственных школах, где за обучение платить не надо. Но в США нет школ, где дети учатся с начала и до конца учебного процесса, если хотят получить законченное школьное образование.
Все школы делятся на 3 категории: начальные, средние и старшие (или высшие) школы. В начальных дети учатся с 1-го по 4-ый класс, в средних — с 5-го по 8-ой, в высших — с 9-го по 12-ый класс. То есть обучение — двенадцатилетнее, а в школу детей принимают с 6 лет.
Я работаю в одной из старших школ города Ричардсон, примыкающего к Далласу; это высшая школа им. Д.Д. Пирс (J.J. Pearce High School). Работаю не педагогом, но об этом я расскажу в одной из моих следующих статей. Не вовлечена в учебный процесс, поэтому рассказываю обо всём как очевидец-наблюдатель.
Вот такой вышины! Вот такой ширины!
Я училась в школе очень давно. Наши школы были уютными и небольшими по теперешним меркам: с узкими лестницами и коридорами, малюсеньким фойе, тесными раздевалками и крохотной учительской. Теперь и в России, мне кажется, строят совсем по-другому. А эта школа в Ричардсоне — очень большая: в школе более 2000 учеников. Всё тут новое и по последнему слову техники. Школа представляет собой комплекс соединённых между собой зданий. Очень красиво смотрится центральное, со стеклянной надстройкой, внешне похожее на бизнес-офис. Здесь находятся администрация и библиотека. Весь комплекс зданий в 2 этажа занимает очень приличную площадь. Внутри: высокие потолки, много воздуха и света, коридоры шириной с проезжую часть улицы (иногда достаточно для двустороннего, двухполосного движения), пологие лестницы с широкими ступенями, и обязательно — лифт. Кафетерий с двумя большими залами; в каждом зале — одна раздача и один буфет. Здесь дети завтракают и обедают-полдничают во время ланча.
В целях безопасности вход в школу строго по пропускам. У каждого ученика есть пропуск-карточка, которую он использует при входе в здание, а также когда расплачивается в кафетерии. Во всех зданиях есть двери, пройти через которые можно только путём сканирования пропуска.
Все двери в школу закрываются автоматически, после того как прозвенит звонок на первый урок, свободный вход только через двери в центральном здании: там у входа сидит дежурная и проверяет документы у всех посетителей, не имеющих пропуска. Посетителям выдаются разовые пропуска.
Что замечаешь в первую очередь?
1. Деловые будни — праздники для нас.
Начало учебного года в США не является всенародным праздником. Нет здесь нашего российского «1 сентября», а день начала школьных занятий может варьироваться. В основном учебный год начинается в последнюю неделю августа. Я думаю, детям дают неделю на вхождение в процесс после летней эйфории. А там и наше Первое сентября наступает, и все дружно принимаются за учёбу.
Про день начала занятий каждой семье, где есть учащиеся, обычно сообщают по телефону. Плюс объявление на информационных стендах у школ, в интернете и т.д. Система оповещения начинает работать в начале августа. Всё просто и буднично. А вернее, совсем даже не просто.
Большинство учеников приходит в школу за день-два до начала занятий, чтобы получить расписания уроков, учебники, личную книжку школьника. Выдача всего этого продолжается и в первый учебный день. А также идёт оформление недостающих документов и справок, т.е. первый день в основном организационный. «Бизнес-офис» оживает!
Плюс ко всему дети могут получить задание написать короткий тест с целью узнать: всё они успели позабыть за лето, или что-то в их головах всё же осталось. После теста ученикам выдают домашнее задание, которое надо выполнить к следующему дню. Очень напряжённая программа. С этажа на этаж, из одного здания в другое хаотически перемещается торнадо из неотложных дел и висящих в воздухе вопросов. Как говорится: «Процесс пошёл». Суета и неразбериха продолжаются примерно неделю, пока ВСЕ школьники не получат новые пропуска и всё, что подобает. Потом наступает некоторое затишье.
2. «Я, ты, он, она… Вместе — целая страна!»
Такие разные дети. Внешний вид: в основном русоволосые — белокожие; и темнокожие и смуглокожие с чёрными шевелюрами, большую часть из которых составляют испаноговорящие дети. А вообще-то тут представители многих национальностей. То же самое можно сказать и о педагогах. Все говорят на английском языке и каждый на своём родном. Поэтому школа на переменах — на взгляд русского человека — похожа на международный аэропорт: все лопочут и куда-то бегут с вещами.
Причёски — от стрижек «под ноль» до тяжёло-роково-панковских.
В школе маленькие люди-человеки взрослеют, набираются ума-разума. И ведут они себя и взрослеют одинаково и в то же время все по-разному. И как личности, и как представители различных национальностей. Я высказываю свою точку зрения: темнокожие дети среди общей массы учеников более громкие, более подвижные, задиристые, резкие, эмоциональные, обращающие на себя внимание. Конечно, не все из них — никогда нельзя обобщать. Но дисциплина в школе неплохая. За всё время, пока я тут работаю, не слышала ни об одном инциденте. А мелкие промашки случаются у всех — на то это и школа.
Интересный факт! В статье «Двойная проблема», опубликованной на сайте Mail Online (январь, 2011г.), говорится: «Школа побила мировой рекорд по числу двойняшек: 10 пар близнецов и двойняшек и 1 тройня учатся в одно и то же время в высшей школе им. Д.Д. Пирс, г. Ричардсон»
3. Школа или Дом Моды.
Дети в государственных школах не носят школьную форму, если они не обязаны её носить. Вопрос о школьных формах решается на уровне школа-родители. Для того чтобы дети носили школьную форму, обе стороны должны этого захотеть. Но родители не горят желанием тратить деньги на форму, да и дети не хотят выглядеть стандартно: им удобнее и интереснее носить свою домашнюю одежду, чтобы чувствовать себя увереннее.
Каждый ученик имеет личную книжку, где есть раздел об одежде и внешнем виде учащегося. Нельзя носить короткие, не прикрывающие тело блузки и рубашки, легинсы можно — только с футболками средней длины, обязательно приходить в школу в обуви и т.д. Ученики частенько допускают перегибы.
Вот, например, неполный перечень нарядов, которые служат детям-старшеклассникам школьной формой:
1) Джинсы, целые и рваные в некоторых местах — по последней моде.
2) Многие девушки носят легинсы-колготки вместо юбки. Цвет может быть самый разнообразный: от чёрного до белого, по всей палитре. Кстати, чёрные выглядят более приемлемо.
3) Обувь. А вот это очень интересная тема. Позволю себе сначала процитировать выдержку из повести «Девчата» Бориса Бедного: «На ногах танцующих мелькали ботинки, сапоги, туфли на высоких каблуках, запоздалые босоножки и преждевременные валенки.» Если добавить к этому списку шлёпанцы, сланцы всех фасонов и размеров, спортивную обувь, ковбойские и резиновые сапоги, то будет в самый раз. Все эти виды обуви в обиходе у детей практически круглый год. Зимние сапоги некоторые дети и в мае могут одеть, если с утра было прохладно.
Очень часто можно увидеть учениц на высоченных шпильках и с тяжеленным ранцем за спиной. Это как пойти в поход в туфлях на каблуках.
В жаркую погоду, разумеется, превалирует открытая обувь
4) Длина юбок: от мини до макси.
5) И у девочек, и особенно у мальчиков очень популярны бриджи и шорты всех цветов и фасонов. Даже зимой в холод (и в Техасе бывает прохладно).
6) Девочкам нравятся открытые блузки и платья. Сразу после школьного дня можно смотаться на вечеринку — очень удобно.
7) Размахаистые широкие футболки.
Наверное, дети — и мальчики, и девочки — уже привыкли к такой свободе в одежде и это их практически не отвлекает от школьного процесса. Я надеюсь.
4. Моя полиция меня бережет.
В коридорах и в залах кафетерия обязательно присутствие дежурных учителей. В кафетерии плюс ко всему ежедневно дежурит представитель охраны — полицейский со всеми своими атрибутами (в форме и при оружии). Это хорошо, потому как никогда нет страховки от неожиданностей. Да и маленького народу много.
Один из дежурных постов расположен недалеко от физкультурного зала на первом этаже. Так учительница физкультуры, когда её очередь наступает, обычно сидит на этом столе в позе лотоса и что-то читает. А мимо может проходить директор — и всё ОК. Иногда дети сидят на этом столе. А почему нет? Раз учительнице можно, то и им — тоже. Я к таким вольностям уже привыкла, внимания не обращаю.
5. Дорога в школу.
Добраться до школы — проблема и не проблема в одно и то же время. Можно дойти пешком (если школа близко), доехать на общественном или на личном транспорте, на школьном автобусе.
1) Движение по утрам довольно напряжённое. Например, мимо школы им Д.Д.Пирс идут непрерываемые потоки машин в обе стороны. Надо внимательно и правильно переходить дорогу — строго по сигналу светофора, а дети перебегают улицу и не глядя на него. По всему миру — одно и то же.
2) Общественный транспорт есть, но маршруты автобусов не охватывают все города и улицы окрестностей Далласа.
3) Старшеклассники, уже имеющие права, приезжают на машине и оставляют её на школьной стоянке. По закону права можно получить в 15 лет. Вокруг школы организовано несколько стоянок для парковки машин: для школьников, работников школы, посетителей. Иногда дети едут в школу из соседнего города, а это дальнее расстояние и больший риск попасть в неприятность на проезжей части.
Но в основном детей привозят в школу родители (по пути на работу) или родственники.
4) Каждый город имеет собственный автопарк школьных автобусов, которые снуют по улицам городов по утрам и по окончании учебного дня. Наверное, каждый вспомнит хотя бы один американский фильм, где фигурирует ярко-жёлтый «bus». Эту услугу оплачивают родители.
Парковочные стоянки у школы — гимназии им. Д.Д.Пирс
6. «Так значит завтра на том же месте, в тот же час».
Академический час в России составляет 45 минут — это длина урока. В школе им. Д.Д. Пирс длина уроков определяется чем-то другим, она может быть: 28, 30, 40, 45, 62, 65 минут. Я не знаю расписания, но скорее всего продолжительность урока зависит от предмета.
Есть некоторые моменты, которые подкупают меня безоговорочно
1. «Мы немного отдохнём…»
Представь, что ты идёшь усталый после последнего урока — ноги не несут, а ближайшая скамья — в коридоре на первом этаже. Так и хочется сесть на пол и передохнуть. У меня в своё время часто возникало такое желание, но сиё было строжайше воспрещено правилами хорошего поведения. Здесь ЭТО можно. Пожалуйста! Сел на пол прямо в коридоре, даже прилёг, почитал, пошёл дальше. И по газону можно ходить.
Понятие «дисциплины и хорошего поведения» — человеческое.
2. Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро…
В США дети с пониженным уровнем развития могут учиться в одной школе с нормальными детьми. Школа для всех одна. Конечно, есть и специальные школы для особо тяжелобольных детей, и частные школы, и индивидуальные занятия с каждым ребёнком — но это другой путь решения проблемы обучения детей с умственными отклонениями. Я про это ничего сказать не могу. А вот в общественных школах, в том числе и в школе им. Д.Д.Пирс, есть классы для детей инвалидов. Как мне показалось, в одном классе не много детей. Почти у каждого ребёнка есть свой наставник. Эти дети обедают в одном и том же зале, где и все остальные. Детям помогают выбрать еду, оплатить обед. Некоторые дети не могут двигаться сами, и их везут в инвалидных креслах или колясках. Вся школа — и ученики, и педагоги — знает больных детей по именам. С ними здороваются, разговаривают на равных. Ежедневное общение друг с другом объединяет всех детей, они лучше понимают проблемы друг друга: никто ни над кем не смеётся, не надсмехается. Все равны, все едины, все ученики.
3. «Я бы в лётчики пошёл, пусть меня научат».
Из разговора с подругой, сын которой шесть лет тому назад окончил высшую школу, я поняла: в американских школах позволяют учить то, что тебе нравится; что по твоему мнению может пригодиться в будущей взрослой жизни. Можно выбрать несколько основных предметов — с учётом обязательных требований — и работать над ними. Таким образом, узкая специализация и углублённое изучение материала начинается уже в школе. Это помогает при поступлении в колледж.
4. Выше, дальше, точнее.
Большое внимание уделяется спорту. В высших школах дети не занимаются физкультурой как таковой. Они занимаются каким-либо видом спорта, по собственному выбору. В первом осеннем семестре может быть один вид спорта, а в весеннем — другой. По плану один год из четырёх – спортивный — зачетный.
Студенты-спортсмены одного из предыдущих выпусков высшей школы им. Д.Д. Пирс, поступившие в различные высшие учебные заведения США, чтобы заниматься спортом далее и, возможно, стать профессионалами в определённом виде спорта.
5. Музыкальная жизнь.
Также на высоком уровне в школе музыкальное образование. Музыка идёт как неосновной, факультативный предмет, но возможности заняться в школе музыкой — просто неограниченные. Если вы решили посвятить свою жизнь творчеству, стать певцом или музыкантом, то стоит начать это в детстве. Утром до начала уроков и после уроков дети занимаются на музыкальных инструментах, играют в оркестре, в ансамблях, поют в хоре. И всё это — не выходя за пределы школы.
В этой статье я показала мой взгляд на внешнюю сторону американской высшей школы (школы старших классов). В следующей статье продолжу школьную тему: немного расскажу о питании детей. Как говорила моя бабушка: «Серёдка набита — и кончики играют». То есть на голодный желудок и делать ничего не хочется, тем более на уроках сидеть. Так вот, чем и как дети питаются между уроками — про это мы поговорим в следующий раз.
Желаю всем ученикам отличных отметок, а родителям (по возможности) — беспроблемной школьной жизни.
Подробнее о высшей школе им. Д.Д. Пирса можно узнать на сайтах:
WikipediA: J. J. Pearce High School
J.J. Pearce High School
Richardson Independent School District
Статья о школьном питании в школе им. Д.Д. Пирса:
Уроки — уроками, а обед — по расписанию!
Средняя оценка: 5 из 5
Спасибо за статью. Весьма познавательно, а с фото — особенно интересно
Многонациональные школы, толерантность, свобода выбора предметов в высшей школе, более демократичные взгяды на поведение детей — это плюсы американской школы.
Минусов, получается, не увидели?
Значит, все ок.
Хотелось бы побольше узнать о работе учителя. В чем их плюсы и преимущества?
Здравствуйте, Светлана! Большое спасибо за комментарий. Вы спрашиваете про «минусы». Могу сказать только одно: ничто не может быть абсолютно совершенным, тем более школа — со своими особыми ежедневными проблемами и вопросами. Думаю, что и в школе им. Д.Д.Пирс они есть. Но я — не педагог, никогда не была вовлечена в учебный процесс в качестве учителя, поэтому и написала к 1 сентября обзорную парадную праздничную статью. В самом начале статьи я упомянула, что веду рассказ как «очевидец-наблюдатель». Увидела только то, что увидела, а углубляться в подробности не могу из-за отсутствия компетентности в педагогическом процессе. Если у меня будет возможность узнать побольше об американской школе, я с удовольствием поделюсь с Вами этой информацией. Главная моя школьная проблема: приготовить к ланчу вкусную еду — я работаю в школьном кафетерии. Желаю Вам всего хорошего
Если в кафетерии у школьников хорошее настроение — значит все окей.:)
УСПЕХОВ Вам.
Светлана! Да, всё правильно. Как в пословице говорится? Живот крепче — на сердце легче. Спасибо большое за добрые слова. Будем стараться И Вам желаю удачи!
Интересно почитать и узнать как учатся дети в других странах. Сравнить, как у нас и у них. Хорошо что инвалидам и детям с ограниченными возможностями есть место в школе . Спасибо за познавательную экскурсию в школу США.
Я не знакома с учебным школьным процессом в школе США, но мне кажется, что значительную часть времени у детей занимает работа с различными тестами (в рабочем порядке) и подготовка к экзаменационным тестам. Дети постоянно отвечают на перечни вопросов дома (во всяком случае так должно быть); до начала уроков, если кто-то что-то не доделал (вижу их за столиками в кафетерии; иногда дети забывают тесты-вопросы прямо на столах и ищут их потом повсюду). Во время уроков тоже сдают тесты — так должно быть. Даже в перемены и во время ланча кое-кто не выпускает из рук ручку и тетрадку.
Наверное, так повсюду. Надеюсь, что детей в наше время учат мыслить и излагать свои мысли. Недавно подобрала в коридоре учебник по Мировой Истории (только не знаю, для какого конкретно класса — у нас в школе старшеклассники учатся, с 9-го по 12-ый класс). В одной книге — всё. Полистала этот учебник: почти нет конкретных дат, всё поверхностно и кратко.
Спасибо за интерес к статье