Рассказ об Арт-композиции Ранчо Кадиллаков, расположенной вблизи трассы I-40, город Амарилло, штат Техас, США (I-40 Frontage Road, Amarillo, Texas, USA).
Достопримечательность у ДОРОГИ
У США есть свои национальные памятники и легенды, рождённые временем. Все они являются отражением истории и процесса развития США как общества.
Одна из известных легенд Америки — Ранчо Кадиллаков, появившееся на свет в 1974-ом году. На самом деле это не настоящее ранчо, а скульптурная арт-композиция, расположенная у города Амарилло недалеко от исторической трассы 66.
Ранчо называют музеем под открытым небом, вход в который свободно открыт 24 часа в сутки. Ранчо Кадиллаков — один из самых известных и любимых народом придорожных памятников-достопримечательностей США.
Говорят, что такие памятники олицетворяют собой надежды и мечты, искусство и коммерцию, глупость и славу.
В наши дни популярность Ранчо Кадиллаков такова, что приехать сюда стало ритуалом для тех, кто путешествует по США. А попасть в музей, работающий круглосуточно и бесплатно, можно без проблем.
Я побывала на Ранчо Кадиллаков в 2015 году, когда мы с Деби, моей американской родственницей и подругой, возвращались в Даллас после завершения кросса в Национальном парке Каньон Пало Дуро (Palo Duro Canyon State Park).
Идея создания Ранчо КАДИЛЛАКОВ
Ранчо Кадиллаков было создано членами творческой альтернативной группы, называвшейся «Муравьиная ферма» — Ant Farm. Это архитекторы из Сан-Франциско Чип Лорд (Chip Lord), Даг Майклс (Doug Michels) и молодой художник из университета в Новом Орлеане Хадсон Маркес (Hudson Marquez).
Сначала одному из них пришла в голову мысль о создании композиции из Кадиллаков в стиле современного авангардного искусства. Затем они стали искать поддержку у богатых людей, так как претворение проекта в жизнь требовало немалых капиталовложений.
Членов группы Art Farm поддержал эксцентричный техасский мультимиллионер Стенли Марш, став их партнёром. Марш хотел иметь поблизости от того места, где жил сам, какое-либо произведение искусства, шокирующее людей и привлекающее их внимание. И он это получил.
Идея для скульптурной композиции-памятника возникла неожиданно и была проста: создать нечто, являющееся воплощением свободы. В Декларации независимости США есть фраза, которую можно считать формулировкой идеального американского образа жизни: «Life, Liberty and the pursuit of Happiness» — «Жизнь, свобода и стремление к счастью».
В середине XX-го века одним из олицетворений лучшей жизни был Кадиллак, появившийся в начале столетия. Кадиллак — автомобиль класса люкс, машина-легенда Америки — один из старейших и самых роскошных автомобилей.
Расцвет философии хиппи в США пришёлся на конец 1960-х — начало 1970-х гг. Полагаю, что члены «Муравьиной фермы» были приверженцами движения хиппи, ибо придумали очень своеобразную идею: установить Кадиллак в качестве памятника самому себе. И не одну машину, а несколько и не совсем обычным образом.
Для создания скульптурной композиции потребовалось 10 автомобилей Кадиллак разных моделей и годов выпуска. Первым выбрали Кадиллак модели Клаб Седан (Club Sedun) 1949-го года выпуска, затем автомобили 1950-го, 1954-го, 1956-го, 1957-го, 1958-го, 1959-го, 1960-го и 1963-го гг. выпуска. Последним в этом модельном ряду автомобилей Кадиллак был Седан Де Вилль (Sedun De Ville).
Для проекта приобретались действующие подержанные или подлежащие сдаче в металлолом автомобили.
Ранчо КАДИЛЛАКОВ
В 1974-ом году проект создания Ранчо Кадиллаков был претворён в жизнь. Первоначальной площадкой для арт-инсталляции стало одно из пшеничных полей во владениях Стенли Марша.
Кадиллаки пригоняли или доставляли на это поле, а затем закапывали носом вниз почти на полкорпуса. Считается, что угол наклона кузовов Кадиллаков равен углу наклона граней пирамиды Хеопса.
Закапывали так, что кузова машин выстраивались один за другим и образовывали стройный ряд: от самой старой модели Кадиллака до самой молодой (среди имеющихся десяти машин).
Данное поле рядом с трассой I-40 — уже второе место жительства Ранчо Кадиллаков. Ранчо переехало сюда с пшеничного поля в 1997-ом году, подальше от разрастающегося города Амарилло.
Арт-экспозиция расположена на огромном поле. Вся эта бесконечная на первый взгляд территория по периметру огорожена колючей проволокой. Рядом с дорогой находится вход в виде простеньких ворот с калиткой, выполненных из обыкновенных труб. Рядом с входом — разрисованный краской ящик для мусора.
На ограде закреплена табличка с надписью: «Просьба не мусорить, это не национальный парк». Подразумевается, что нет обслуживающего персонала для поддержания чистоты и порядка на Ранчо. Есть и вторая табличка: «Собственность штата Техас. Запрещается раскрашивать наружную сторону изгороди».
Цвет КАДИЛЛАКОВ
С самой первой минуты существования и вплоть да наших дней, Ранчо Кадиллаков — работающий музей, а не мёртвая свалка ненужных автомобилей. В данный момент Кадиллаки — или то, что от них осталось — находятся закопанными в землю гораздо более длительное время, чем они провели на дорогах Америки. Некоторые детали автомобилей отодраны, а сами Кадиллаки подвергались перекраске много раз.
Люди подъезжают к Ранчо, останавливаются, подходят и рассматривают Кадиллаки. Иногда отрывают что-то в качестве сувенира на память или делают на корпусах машин надписи. Что не возбраняется, а даже приветствуется. Крылья, двери, днища, багажники, капот — нет ни одной детали, которой бы не «коснулась» творческая мысль посетителей музея. Владельцы Ранчо Кадиллаков относятся к деконструкции искусства положительно.
Существует общеизвестное правило: посещая Ранчо Кадиллаков, не забудьте прихватить с собой баллончики с краской. Поскольку одна из целей создания музея — приобщение посетителей к участию в трансформации инсталляции, то есть к созданию нового произведения.
Когда надписей становится так много, что нет места для нанесения новых, Кадиллаки перекрашивают в какой-либо однотонный цвет. Были Кадиллаки и розовыми, и жёлтыми, и чёрными, и цветов радуги.
В момент нашего посещения Ранчо автомобили предстали разукрашенными надписями и рисунками в авангардном стиле вдоль и поперёк. Даже на земле вокруг Кадиллаков люди оставляли автографы и рисунки. Было очень ветрено, поэтому запах краски разносился на сотни метров во все стороны.
То и дело подходили новые посетители музея, фотографировались и делали надписи. Кроме английской, я слышала немецкую и испанскую речь. И я сказала пару фраз на русском — поздоровалась с Кадиллаками.
Ранчо — музей под открытым небом, где мы отдаём дань непрерывному процессу прогресса. Ранчо — современная скульптурная композиция, предоставляющая посетителям возможность для самовыражения в творческой форме. Можно даже забраться в автомобиль и сделать рисунок изнутри — вплотную прикоснётесь к XX-му веку.
ПАМЯТНИК американской мечте
В наши дни Кадиллаки из Ранчо-инсталляции называют ретроавтомобилями, а в 70-ых гг. прошлого века они были современной частью жизни.
За годы своего существования монумент Ранчо Кадиллаков стал достопримечательностью США и символом американской поп-культуры. Арт-инсталляция неоднократно появлялась на экранах телевизоров в фильмах и мультфильмах, в рекламах и новостных репортажах.
Студии Pixar и Walt Disney выпустили мультфильм «Тачки», повествующий о жизни автомобилей. Показанный в анимационном фильме вымышленный город — ни что иное, как Ранчо Кадиллаков.
Десять врытых в землю Кадиллаков — памятник свободе, американской мечте о лучшем будущем и всему XX-ому веку.
Видео с посещения арт-композиции Ранчо Кадаллаков:
Другие статьи о музеях штата Техас, США:
Музей Американской Железной Дороги
Из истории США. Деревня-музей «Наследие Далласа»
Музей РИПЛИ. НЕОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ
Страница истории США. Памятник Дикому Западу
Страница истории США. В память о 35-ом президенте Д.Ф. Кеннеди
Страница истории США. Город GRAPEVINE (Грейпвайн)
КОСМОС рядом с нами. NASA
Средняя оценка: 5 из 5
Завидую вам, Ольга! Не каждый имеет возможность посетить «Ранчо Кадиллаков». Думаю, что никто не может проехать мимо, не побывав в этом открытом музее кадиллаков хотя бы однажды.
Всё в мире относительно. Сергей, Вы не видели Ранчо Кадиллаков, зато можете (теоретически) хоть завтра сесть на поезд и — поехать в Санкт-Петербург, например. Сходите в Эрмитаж, пройдётесь по Невскому… Тем, кто живёт в США или путешествует по стране, посетить наш русский город музеев на Неве не так-то просто. Но Ранчо мне понравилось — напоминает о прошлом и заставляет задуматься о настоящем и будущем.
Спасибо за интерес к публикации