Ещё полгода назад, когда я слышала слово «солома», кроме сжатого поля злаковых, ничего у меня с ним не ассоциировалось. И только когда я увидела очень красивые картины-панно, выполненные в технике аппликация из соломки, я впервые задумалась над тем, как, вроде бы из ничего, из совершенно отработанного материала, который пригоден разве что скоту на подстилку, можно сделать живую красоту.
А увидела я эти работы у жительницы г.Ирбита Лидии Шевчук.
Славный город Ирбит
Город Ирбит, Свердловской обл., расположенный в двухстах километрах восточнее г.Екатеринбурга, был основан в начале XVII-го века как Ирбитская слобода в месте впадения реки Ирбит в реку Ницу. Вскоре там была открыта знаменитая Ирбитская ярмарка, где продавались европейские, азиатские и сибирские товары. В XIX-ом веке Ирбитская ярмарка по объему денежных оборотов была в России второй после Нижегородской.
В социалистический период г.Ирбит был славен своим мотоциклетным заводом, который выпускал известные всему Советскому Союзу мотоциклы «Урал». Производились мотоциклы как для внутреннего рынка, так и на экспорт.
Картины, писанные не маслом
А сейчас г.Ирбит познакомил меня с необычайно талантливой женщиной. Если есть у человека талант, то он всё равно выберет момент, чтоб заявить о себе. А талант у Лидии Шевчук многогранен: она и картину маслом нарисует, и стихи пишет.
Не так давно Лидия освоила аппликацию соломкой и стала создавать картины в данной технике. Соломка и бархат! Палитра красок в аппликации из соломки не так велика. Но, когда смотришь на картины-панно Лидии Шевчук, то просто не замечаешь нехватки какого-либо цвета. На картинах Лидии соломка превращается в сюжеты и действия, становится динамичной, живой. И для Лидии аппликация соломкой стала одним из любимых видов творчества.
Лидия Ивановна Шевчук, отвечая на мои вопросы, рассказывает о себе и своём творчестве.
Откуда Вы узнали, Лидия, об искусстве создания картин, используя аппликацию из соломки? Что за случай этому помог?
— «Немногим более двух лет назад, после ежегодного поэтического фестиваля в Нижней Синячихе, я попала в гостеприимный дом Валентины Петровны Вараксиной в селе Голубковском Алапаевого района Свердловской области, где увидела её картины из соломки. Они меня просто заворожили».
Чем Вас привлёк этот вид искусства?
— «Соломка очень привлекательный и живой материал, с ним работать одно удовольствие. От неё исходит особая, очень добрая энергия. Я это сразу почувствовала, полюбила и не захотела больше с нею расставаться».
Когда была сделана первая картина? Что Вы можете сказать о ней, Лидия?
— «Свою первую работу я сделала вскоре после знакомства с Валентиной Петровной по её рисунку и под её руководством. Это были белые журавли. Картина была выполнена в самой простой технике. Она не сохранилась, как и множество других работ подарена».
Как и у кого учились этому искусству, аппликации из соломки?
— «Валентина Петровна согласилась научить меня работе с соломкой, два дня я жила у неё и прилежно постигала азы этого мастерства».
Есть ли у Вас свои особенности подготовки соломки к работе?
— «Конечно, как и у всякого мастера. Если кому-то особо интересно, могу поделиться».
Ваша специальность, Лидия, как-то связана с художественным или декоративно-прикладным искусством?
— «Я нигде не училась рисованию, и специального художественного образования у меня нет. Однако рисовала всегда, сначала карандашом, потом сухой кистью писала портреты людей, затем захотелось попробовать писать портреты маслом. Получалось неплохо. Наверное, этот дар мне достался от мамы, она замечательно рисовала».
С чего для Вас начинается работа над картиной?
— «Сначала появляется задумка, делаю наброски карандашом, обдумываю различные варианты своей мысли, а после вырезаю из бумаги контуры задуманного и размещаю их на подготовленном фоне. В процессе работы появляются какие-то дополнения или изменения. Иногда вообще меняется всё. Окончательное решение приходит само собой в процессе работы. Соломка как бы подсказывает мне как лучше сделать».
Что чаще используете для фоновой основы картины: бумагу, бархатную бумагу, бархат — ткань и почему? От чего зависит выбор цвета фона?
— «В качестве основы использую велюр или бархат, ну а цвет фона зависит от идеи картины. Допустим, в серии «Времена года» использован велюр четырех цветов. Нежно-зеленый — весна, красный — лето, зеленый темный — осень, а зима на белом фоне. Серия «По сказам Бажова» вся выполнена на зеленом велюре, трудно было найти малахитовый цвет, поэтому просто темно зеленый фон. Другими словами фон очень важен для идеи картины или серии картин, я так считаю и вижу такими свои работы.
Бывает, конечно, и так, когда прозрение наступает уже после создания картины, тогда безжалостно снимаешь фон и все начитаешь сначала, поправить тут практически невозможно, только переделывать, хотя очень жаль испорченной соломки, она ведь живая».
Что значит для Вас, Лидия, идея картины?
— «Любая картина, на мой взгляд, должна вызывать какие-то мысли, думы, эмоции. А каждый художник, старается донести до людей свое видение мира, свои мысли и ощущения».
К какому виду аппликации из соломки Вы относите Ваши картины: предметной (изображение предмета), сюжетной (изображение какого-либо сюжета) или декоративной (для украшения чего-либо)? Или Вы работаете во всех видах аппликации из соломки? Я бы отнесла все ваши картины (которые увидела) к сюжетному виду аппликации. Или я не права?
— «Да, я согласна с Вами. Мне ближе сюжет, но у меня были и чисто декоративные работы, к примеру, серия «Цветы». Вообще мне все нравится, смотря по настроению».
Лидия, почти все Ваши картины собраны в серии. Работается с такими картинами сложнее, или, наоборот, легче?
— «Работа над серией требует определенной подготовки и продумки. Очень много читаю и перечитываю. Так было при создании картин на тему сказов П.П.Бажова. По несколько раз перечитывала тот или иной сказ, прежде чем увидела картину».
Целых девять панно Лидии Шевчук составляют серию «По сказам Бажова». Каждая картина этой серии являет собой сюжет горно-заводского сказа. Но, не прочитав одноименного с картиной сказа, будет сложно понять, какие мысли гнетут мастера, работающего над цветком каменным… Что за девица водит хоровод в ночном лесу вокруг деда-старателя… Почему у молодца в лунную ночь переломилась жердина с ковшом… И, даже если Вы не знаете ответы на эти вопросы, то живая соломка всё равно задаёт их Вам. И тогда хочется открыть книгу и прочитать заинтересовавший сказ.
Для чего, Лидия, создаёте свои уникальные творения?
— «Я люблю дарить свои работы, так как моим друзьям и знакомым эти подарки очень нравятся. Не было такой цели, чтоб создать коллекцию только для себя. Какой смысл держать все это у себя, если видит только узкий круг людей? После моей персональной выставки в родном городе Ирбите в сентябре 2014 года я подарила большую часть своей коллекции. «Времена года» — историко-этнографическому музею, серию работ «По сказам Бажова» (девять работ) — библиотеке семейного чтения и пять работ (серия «Цветы») — центральной библиотеке нашего города. Серия «По сказам Бажова» сразу была задумана как подарок этой библиотеке, так как туда ходит большое количество детей. Если у кого-то из ребят, после того как они увидят картины, появится желание перечесть сказы нашего знаменитого земляка, это будет самым лучшим уже для меня подарком».
На каких выставках и конкурсах принимали участие Ваши работы в технике аппликация из соломки?
— «Весной 2013 года триптих «Родина» выставлялся в Алапаевском музее декоративного и прикладного искусства.
Осенью 2014 года состоялась моя персональная выставка в Ирбите.
А в июне 2015 года пройдёт персональная выставка в Екатеринбурге в выставочном центре «Гамаюн».
Что ещё интересного хотели бы добавить от себя?
— «По образованию я юрист, всю жизнь проработала в уголовно-исполнительной системе с осужденными. Много видела людского горя, негатива, может потому душа тянется сейчас к чему-то светлому и теплому. Много думается, так как свободного времени, которого всегда не доставало, теперь достаточно. С 2010 года начала писать стихи и прозу. Увидели свет две моих книги. Сборник стихов «Следы земного бытия» и сборник прозы, куда вошли рассказы и повесть «Анна» за которую в 2013 году я была удостоена звания лауреата муниципальной премии им. И.И Акулова. А в ноябре 2014 года меня приняли в члены Российского союза писателей.
Сейчас, кроме работы с соломкой, собираю материал для новой книги о раскулаченных. Это будет сборник рассказов по воспоминаниям потомков жертв коллективизации, содержавшихся в Ирбитском спецпоселении с их фотографиями. Идея написания этой книги родилась после того, как я на свои средства установила памятник раскулаченным в нашем городе на месте того самого спецпоселка. Сейчас много работаю в архиве, встречаюсь с людьми, записываю их истории. Работа большая предстоит», — закончила свой рассказ Лидия Шевчук.
Я думаю, мы ещё встретимся с Лидией Ивановной и на выставке её картин, и увидим её новые работы из «живой соломки», и зададим вопросы наших читателей. А Лидии Шевчук хочется пожелать интересных находок в её творчестве с аппликацией из соломки, создания новых серий картин-панно! А также больших успехов на литературном поприще при написании новой книги!
P.S.
«ЗОЛОТАЯ палитра» — Персональная выставка Лидии Шевчук «Золотая палитра». Картины в технике исполнения – художественная обработка соломки (июнь, 2015г.)
Ростовые куклы и шуточные стихи Лидии Шевчук — Фольклорные шуточные стихи Лидии Шевчук, иллюстрированные ростовыми куклами авторской работы.
Слайд-шоу картин из соломки, созданных Лидией Шевчук:
Другие статьи о разнообразном творчестве интересных людей:
ОШИБАНА или «Жар-Птица» её души — о картинах в технике прессованная флористика-ошибана;
Брызги МОРЯ — об удивительных изделиях из ракушек;
Ветер Перемен — о композициях из сухоцветов;
Песчаные СМЕШАРИКИ или РИСУЕМ НА ВОДЕ — о скульптурах из песка и рисовании на воде;
Подарок зоопарку или ПАВЛИН из бисера — о чудесных изделиях из бисера;
Волшебный бисер. Сказочные деревья — о сказочных деревьях, и не только из бисера;
Эксклюзивное дополнение к своему образу — об авторских дизайнерских украшениях;
АЛИСА в стране ЛОМ — о скульптурах из металлолома;
Световая сказка-быль — о рисовании светом;
Выставка-ярмарка «ARTSCAPE» («Артскейп») — о кинетических скульптурах;
«ШЕКСПИР В ПАРКЕ» в ГОД ШЕКСПИРА — о самодеятельном театральном творчестве.
Средняя оценка: 5 из 5
Не сталкивался раньше с аппликацией из соломки. А какие красивые панно, Лидия, у вас получаются! Особенно мне понравился «Одинокий волк» и «Ермаковы лебеди». Да и на всех картинах — тонкая работа. Успехов вам в творчестве!
Вам большое спасибо, Сергей! Картины лучше смотреть так сказать «вживую», совсем иначе воспринимаются. Приходите на выставку в Гамаюн.
Спасибо Вам огромное, Елена, за эту публикацию. Приглашаю на открытие выставки 14 июня 2015 года
Желаю творческих успехов и воплощения всех задуманных идей! Работы чудесные!
Благодарю Вас, Людмила! очень рада вашему отклику! И Вам тепла и всего самого доброго!
Лидия Ивановна! Большое спасибо за приглашение! На Вашу выставку очень хочется попасть, надеюсь, что получится. И приглашаю всех желающих посетить персональную выставку картин Лидии Шевчук, выполненных в технике апликация из соломки. Открытие выставки — 14 июня 2015г. в центре народного творчества «ГАМАЮН» по адресу: г.Екатеринбург, ул.Гоголя 20/5.
Буду ждать Вас, Елена! Еще раз спасибо за эту публикацию! ТЕПЛА!!!
Работы замечательные. Лидия, спасибо за красоту! Очень понравились картины по сказам Бажова, живые, своеобразные. Хочется долго- долго на них смотреть. Вот если есть у человека талант, он все равно откроется, Слава Богу! Спасибо нашей дорогой Елене за такие чудесные знакомства. Творческих успехов и новых идей!!!
Спасибо за добрые слова! И Вам, Людмила, успехов и тепла!!!
А нам все ваши картины из соломки очень понравились! И цветы, и времена года, и по сказам Бажова! Такую красивую аппликацию из соломки никогда не видела. Спасибо, Лидия! Успехов в создании такой сказочной красоты!
Я благодарна Вам, Мария, за отзыв. Тепла Вам и радости!
Хорошие работы! Мы с ребятами из объединения «Волшебная соломка» тоже увлекаемся соломкой. Творческих успехов Вам, Лидия!
Центр детского творчества, г.Семенов.
Спасибо, Марина! Ребяткам успехов и оригинальных решений в работе с этим прекрасным природным материалом!
Знакома с Лидией Ивановной заочно, но она сумела порадовать меня на юбилейный день рождения картиной из соломки «Жар-птица». В ответ дарю ей эти строки:
Подарок.
Шевчук Л. И.
Вы подарили мне Жар-птицу,
По сердцу мне пришлась она.
Студёной, ветреной порою
С ней и зима мне не страшна.
Соломки яркое свеченье
На красном бархате горит,
Полна взаимопониманья,
Душа с душою говорит.
Свои заветные желанья,
Полёт таинственных страстей
Таит в себе Жар-птица эта,
Царица неземных полей.
Сумела в сказке воплотиться
И быль с фантазией обнять,
Но красоту Жар-птицы этой
Дано не каждому понять.
Римма Степановна! Своими стихами Вы не только поблагодарили Лидию Ивановну, но и украсили ими данную публикацию. Спасибо!
Риммочка, дорогая моя, спасибо за добрые слова! Тепла Вам и радости, ну и творческих успехов!
Замечательные картины,понравились и цветы и другие работы, но особенно запомнилась серия картин по сказам Бажова. Новых ВАМ творческих успехов.
Сказки оживают. Творческих успехов, спасибо!