Символ г. Лондона
Тауэрский мост — главный мост города Лондона. Это очень лёгкое на вид изящное сооружение, с которым я «познакомилась» в сентябре 2006 года, когда мы с мужем приехали в Лондон. В один из дней посетили Тауэрскую крепость, а путь от метро до Тауэра как раз проходил через Тауэрский мост. В дневнике написала: «В Тауэре была, по Тауэрском мосту прогулялась».
Мост похож на лондонского денди, одетого в готическом стиле возле расположенной рядом крепости Тауэр: отсюда и название моста. Крепость строилась с XI-го по XX-ый век, а мост был возведён в конце XIX-го века, но разница в возрасте — не помеха. Вместе они составляют единый ансамбль: белобашенная стройная Тауэр и элегантный по конструкции, высокий, мощный, красивый и неординарный на внешний вид Тауэрский мост. Угадать возраст моста по его виду очень затруднительно: сначала думала, что оба сооружения — ровесники. Родом из средних веков.
Именно Тауэрский мост частенько красуется на английских почтовых марках, это лицо города; изображение моста используют в качестве заставок на киностудиях Англии. И не только в качестве заставок. Если действие по сюжету фильма происходит в Лондоне, то без Тауэрского моста редко обходятся. Например, в моём любимом фильме «Дневник Бриджет Джонс» главная героиня, которую играет Рене Зеллвегер, ходит по этому мосту на работу.
Британский флаг, как и российский, трёхцветный: бело-красно-голубой. В эти цвета были покрашены металлические конструкции моста в 1977 году, когда Англия готовилась праздновать серебряный юбилей (25 лет) правления королевы Елизаветы II-ой. До того времени конструкции имели шоколадно-коричневый цвет. Сейчас Тауэрский мост имеет национальную раскраску и по праву является символом Лондона. Наверху закреплён герб Лондона и установлено два флага — Великобритании и Англии.
Отмечу, что голубой — любимый цвет королевы Виктории, во время правления которой был построен и открыт мост — в 1894 году. Интересно, почему мост не покрасили в голубой цвет в первоначальном варианте?!
Все неметаллические наружные части моста облицованы серым камнем.
Чудо технического прогресса
Мост представляет собой подвесную раздвижную конструкцию на двух опорах. Сконструировал это чудо технического прогресса Джон Вольф-Берри.
Тауэрский мост являлся самой совершенной конструкцией своего времени. Причина постройки моста — необходимость улучшить сообщение между южным и северным берегами Темзы в восточной деловой части Лондона. Это центр города. Был устроен конкурс на лучшее решение проблемы. Все 50 предоставленных на конкурс работ рассматривал комитет под названием: «Особый комитет по постройке моста или подземного перехода». Победил проект Джона Вольф-Берри, чьё детище и красуется над Темзой уже 120 лет: Тауэрский мост был официально открыт 30 июня 1894 года.
Два яруса Моста
Общая длина моста более 200 метров. Впервые я увидела изображение Тауэрского моста много лет тому назад на обложке одного из учебников английского языка для начинающих. Запомнила, что красивый мост. А в реальной жизни он выглядит даже лучше, чем на картинке.
Чтобы «закрепить» яркие впечатления, на обратном пути из Тауэрской крепости несколько раз прошлась мимо каждой из башен-опор. В каждой из башен есть винтовая лестница из 200 ступенек и два лифта (один работает на подъём, а другой — на спуск). Мост имеет два яруса — верхний и нижний. Мы шли по нижнему ярусу, по которому круглосуточно движутся автомобили и пешеходы. На верхний ярус я не отважилась подняться, к сожалению. Было очень ветрено, поэтому не хотелось отходить далеко от перил моста. Да и высоко этот верхний ярус! Осталась внизу и рассматривала верхние галереи, запрокидывая голову.
Верхний ярус представляет собой находящиеся на расстоянии две крытые галереи-дорожки, соединяющие башни-опоры. Пешеходные дорожки расположены на высоте 45 метров над поверхностью воды. То есть теоретически, пользуясь лифтом и галереями, можно перейти через мост даже тогда, когда он разведён. В информации про мост написано, что так и было сначала. Но галереи стали использоваться в качестве притонов и ночлежек, да и желающие перебраться на другой берег по верхнему ярусу, особенно с тяжёлой поклажей в руках, не выстраивались у лифта в длинные очереди даже при разведённом мосте. Жители Лондона с тех времён и по сей день предпочитают пережидать на берегу всю процедуру разведения и сведения створок моста, наблюдая за красивым зрелищем. В этом мы лично убедились.
В 1910 году вход в галереи был закрыл. Галереи открылись вновь в 1982 году, но только для экскурсионных целей.
Музей Тауэрского моста
В северной башне находится Музей Тауэрского моста, в галереях также размещены музейные экспозиции, среди которых имеются тематические выставки. Экскурсия платная: все желающие могут подняться наверх, посетить музей, полюбоваться видами Лондона и Темзой.
Вторая часть экспозиций Музея Тауэрского моста расположена в машинном отделении викторианской эпохи: посетители могут увидеть настоящие (в данный момент бездействующие) механизмы, на которых работал мост до 1976 года; паровые машины. Раздвижные створки моста поднимает гидравлический механизм, и в начале двигатели, осуществлявшие это процесс, были паровыми. Они же обеспечивали работу лифтов.
В настоящее время гидравлический механизм — масляный, и работает вся гидросистема от электрических двигателей.
Необходимость в строительстве Моста
В любой информации про Лондон и его мосты рассказчики легко оперируют понятиями Верхний и Нижний Пулы, Белфаст. Во время пребывания в Лондоне я наконец-то разобралась, что это такое. И хочу поделиться с Вами информацией.
Тауэрский мост был построен к востоку от Лондонского, самого первого в Лондоне моста, возведённого при основании города. С самого начала в этом районе города был торговый порт. Часть Темзы от Лондонского моста вниз по течению называлась Лондонским Пулом. Тауэрский порт разрезал Пул на две части: Верхнюю и Нижнюю. Верхняя — участок Темзы между Тауэрским и Лондонским мостами. Нижняя — участок Темзы от Тауэрского моста до пирса Черри Гарден в квартале Ротерхайт на южном берегу Темзы.
В XVIII-XIX веках Лондонский Пул достиг своего пика по грузоперевозкам, и Тауэрский мост был необходим, чтобы «разгрузить» Лондонский мост. Тауэрский мост был разводным — это обеспечивало беспрепятственное прохождение торговых кораблей. Но постепенно значимость Пула стала спадать, объём грузоперевозок уменьшался, и в шестидесятые-семидесятые годы прошлого века Лондонский Пул из торговой зоны превратился в экскурсионную. Теперь здесь обитают прогулочные катера и теплоходы, пристани; иногда в Пул заходят пассажирские лайнеры, иногда — военные корабли, чтобы навестить крейсер «Белфаст».
«Белфаст»
В Верхнем Пуле — ближе к Тауэрскому мосту — стоит навечно пришвартованный к берегу крейсер «Белфаст», ещё одна достопримечательность Лондона.
Этот крейсер принимал участие во второй мировой войне, в корейской войне с 1950 по 1952 год, в 1963 году был выведен из состава английского королевского флота — ушёл на пенсию, но остался в строю. 21 октября 1971 года «Белфаст» получил постоянную прописку на берегу Темзы и был открыт для публики в качестве Военного корабля-музея, как наша питерская «Аврора». На фотографии мы видим «Белфаст» — справа, а слева — пришвартованное к нему судно. Вдали за кораблями — Тауэрский мост, которому «Белфаст» составил компанию. Снимок был сделан с борта прогулочного катера.
Разведение моста
Мост разводят не часто. График разведения — не регулярный. Обычно корабли и парусники заранее подают заявки, если им надо пройти под мостом. Нам повезло. Мост развели прямо в нашем присутствии, мы в это время находились на набережной рядом с Тауэром.
Предупреждают о разведении моста звуковым сигналом: потоки машин, не успевшие заехать на мост, останавливаются; шлагбаумы закрываются. После того как на мосту не остаётся ни одного пешехода и ни одного автомобиля — за этим следит служба моста, створки моста начинают раскрываться. Раскрываются они довольно быстро, во всяком случае, мне так показалось. Судно, сопровождаемое восторженными взглядами зрителей, проходит сквозь мост, а потом снова звучит сигнал и мост сводится. Шлагбаум открывается и движение восстанавливается. Опять «Поехали!»
Сотни людей, и мы в том числе, стояли на набережной Темзы у стен Тауэрской крепости, пережидая разведение моста. Я глядела на проходящее мимо парусное судно и думала: разводной мост — это когда два берега протягивают друг другу руки, чтобы сцепить их в крепком рукопожатии. Рукопожатие длится до тех пор, пока не появится необходимость развести руки в разные стороны. А потом они снова соединяются в прочный замок, связывая два берега одной реки.
Мы перешли по Тауэрскому красавцу на южный берег Темзы, я мысленно сказала мосту: «До свидания!» и на прощание помахала рукой. Очень приятно сознавать, что ты познакомился ещё с одним символом столицы Англии.
Другие статьи о символах Лондона и Англии:
Сердце Лондона.
Тауэрская Крепость.
Музей Шерлока Холмса. 221 б, Бейкер Стрит, г.Лондон, Англия.
Средняя оценка: 5 из 5
Я бы каждый день совершал прогулки по Тауэрскому мосту, был бы он поближе.
Да, Сергей! И я бы тоже не прочь прогуливаться по Тауэрскому мосту ну …. хотя бы раз в год.. Но Англия далеко. А вот мостик через речушку, протекающую по парку имени Билла Аллена, совсем рядом. Мы с Барсиком (это моя собака) каждые выходные бываем в этом парке. Стоим на мосту и любуемся рыбками — речка неглубокая, дно хорошо видно.
Спасибо
Интересно было бы пройтись по верхнему ярусу моста. Наверное, сплошной экстрим!
Да, Мария! Я вот не стала взбираться на верхотуру моста, в тот раз мне того экстрима не хотелось Говорят: скучно становится тогда, когда всего достиг. А мы с Вами по верхнему ярусу Тауэрского моста не прогулялись, ещё кое-где не побывали …. Все эти приключения ждут нас в будущем…. Здорово!