Данная публикация познакомит Вас с Ирбитским Государственным Музеем Мотоциклов. В экспозиции музея, представлены ретро мотоциклы России, СССР, и старинные мотоциклы зарубежных производителей.
В Ирбитском музее я увидела ряд мотоциклов, имеющих статус «Памятник науки и техники I категории» и являющихся «Национальным достоянием России»!
Мотоцикл, как техническая единица, дорог не только технарям. Молодых, в том числе и девушек, захватывают гонки, мотокросс… Целая коллекция мотоциклов разных производителей, разных лет выпусков, и разного назначения, сосредоточенная на одной площадке, наверняка будет интересна всем – от мала до велика.
Ирбит – город МОТОЦИКЛОВ
О славном городе Ирбите я уже упоминала ранее. Сейчас хочется немного рассказать об Ирбитском мотоциклетном заводе.
История Ирбитского мотоциклетного завода (ИМЗ) начинается с решения Совета по эвакуации при СНК СССР о переводе Московского мотозавода и связанных с мотоциклетным производством цехов на Урал, в город Ирбит в октябре 1941 года. После перевода в Ирбит завод, ставший Ирбитским мотоциклетным разместился на территории бывшего пивоваренного завода и частично на площадях Ирбитского автоприцепного завода. В феврале 1942г. была выпущена первая партия мотоциклов М-72 из деталей, привезенных из Москвы. Всего за годы войны на фронт с завода было отправлено 9 799 мотоциклов.
С 1954г. ИМЗ начал поставлять свою продукцию в народное хозяйство. Мотоциклы тяжёлого класса впервые поступили в торговлю.
В 1976г. за успешное осуществление работ по внедрению новой техники, наращиванию производственных мощностей и досрочное выполнение заданий Девятого пятилетнего плана Ирбитский мотоциклетный завод награждён орденом «ЗНАК ПОЧЕТА». Это был год 35-летия Ирбитского мотозавода.
- Международная премия «Золотая звезда за качество и деловую инициативу» вручена Ирбитскому мотоциклетному заводу в Мадриде, 1992г.
- Сертификат на премию «Золотая звезда».
- Вручение «Золотой звезды» директору Ирбитского мотоциклетного завода Николаю Ивановичу Воложанину.
С конца 80-х годов начались поставки ирбитских мотоциклов во Францию, Испанию, Швецию, Нидерланды, Чили, Венесуэлу, Колумбию, Аргентину и другие страны.
- Знак «Народная марка», полученный Ирбитским мотоциклетным заводом в 1998г.
- Сертификат на знак «Народная марка».
- Юбилейный сувенир от Егоршинского радиозавода, 1991г.
- Памятный сувенир от Киевского мотоциклетного завода, 1974г.
В то время продукция Ирбитского мотоциклетного завода была широко известна, мотоциклы собирались не из импортных комплектующих, а из своих, собственно произведённых, работал конвейер.
После того, как в 1992г. ИМЗ акционировался, завод постоянно менял своё название, несколько раз банкротился и сокращал численность рабочих мест. Если в советское время на заводе работало 9 000 человек, то в январе 2011 года всего 155 человек.
И всё же завод выжил! И мотоциклетное производство в г.Ирбите не свернулось: в 2010г. было выпущено около 800 «Уралов», в 2011г. завод произвёл 900 мотоциклов, в 2013 году на ИМЗ было собрано 1 206 мотоциклов «Урал».
В 2013 году завод сконцентрировал усилия на модернизации силового агрегата, рулевой и тормозной системы, а также на дизайне и качестве отделки. Производитель заменил или модернизировал около 200 деталей мотоцикла.
Был выполнен заказ на 20 мотоциклов марки «Урал» («Турист») для Церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи.
Не проезжайте мимо!
Новый век приносит появление новых технических идей и технологий в производстве. При этом старые технические модели интересуют людей как ретро. Такой музей старинных мотоциклов, музей ретро мотоциклов находится на Урале, в г.Ирбите.
На основе коллекции Ирбитского мотоциклетного завода создан Ирбитский Государственный Музей Мотоциклов. Огромный рекламный щит музея с изображением Уральского мотоцикла висит на верхнем этаже здания и виден издалека. Тут уж захочешь, да не проедешь мимо.
Мотоциклы зарубежных производителей
Экспозицию Ирбитского музея начинают старинные мотоциклы зарубежного производства.
На фото, справа налево, ретро мотоциклы: Цюндапп «К-500» (Германия), НСУ «601 OSL» (Германия), Ройал Энфилд «J» (Великобритания), Харлей Дэвидсон «WLA-42» (США).
Ройал Энфилд «Джей», Великобритания
(Royal Enfield «J», Great Britain)
Изготовитель — Royal Enfield (Великобритания)
Год выпуска — 1936
Масса (снаряженная) — 165 кг
Максимальная скорость — 105 км/час
Рабочий объем — 488 куб.см
Мощность — 20 л.с.
С 1930г. компания Ройал Энфилд начала применять буквенные обозначения своих моделей. Модель «Джей» имеет жесткую подвеску заднего колеса, цепной привод и систему смазки с сухим картером.
Винсент «Рапид Би», Великобритания
(Vincent «Rapide B», Great Britain)
Памятник науки и техники I категории
Национальное достояние России
Изготовитель — Винсент Эйч-Ар-Ди (Великобритания)
Год выпуска — 1947
Масса — 200 кг
Максимальная скорость — 170 км/час
Рабочий объем — 1000 куб.см
Мощность — 45 л.с.
Знаменитая модель серии «Би». Конструктивной особенностью ходовой части является мощная штампованная хребтовина. В 1947г. приобретен торговым представительством СССР в целях технического сотрудничества.
БСА «Молния», Великобритания
(BSA «Lightning», Great Britain)
Изготовитель — БСА (Великобритания)
Год выпуска — 1967
Масса (соло) — 177 кг
Максимальная скорость — 180 км/час
Рабочий объем — 654 куб.см
Мощность — 48 л.с.
Одна из самых скоростных серийных моделей фирмы. По заказу комплектовалась двухместной коляской фирмы «Вэтсониан» (Англия) (Watsonian, GB).
Джилера «Сатурно-Спорт», Италия
(Gilera «Saturno-Sport», Italy)
Изготовитель — Джилера (Италия)
Год выпуска — 1955
Масса (соло) — 175 кг
Максимальная скорость — 134 км/час
Рабочий объем — 498 куб.см
Мощность — 33 л.с.
Одна из лучших итальянских моделей тяжелого класса 50-х годов ХХ-го столетия. Желанный экспонат для коллекционеров старой техники. Выпускалась с 1952 по 1958 годы.
БМВ «Р-12», Германия
(BMW R-12, Germany)
Изготовитель — БМВ (Германия)
Год выпуска — 1936
Масса (сухая) — 185 кг
Максимальная скорость — 111 км/час
Рабочий объем — 745 куб.см
Мощность — 18 л.с.
К 1941г. на вооружении германской армии находилось 36 000 таких мотоциклов. Особенности конструкции: штампованная рама, передняя вилка с гидроамортизаторами, двухходовая коробка передач автомобильного типа. Мог эксплуатироваться с коляской.
БМВ «Р-71», Германия
(BMW R-71, Germany)
Памятник науки и техники I категории
Национальное достояние России
Изготовитель — БМВ (Германия)
Год выпуска — 1940
Масса (сухая) — 330 кг
Максимальная скорость — 85 км/час
Рабочий объем — 745 куб.см
Мощность — 22 л.с.
Эталонный образец. Единственный сохранившийся из числа пяти БМВ Р-71, закупленных в Швеции и доставленных в 1940г. в Москву. Прототип армейского мотоцикла М-72.
БМВ «Р-75», Германия
(BMW R-75, Germany)
Изготовитель — БМВ (Германия)
Год выпуска — 1941
Масса (сухая) — 420 кг
Максимальная скорость — 92 км/час
Рабочий объем — 745 куб.см
Мощность — 26 л.с.
Выпускался с 1941 по 1944 год для германской армии. Изначально предназначался для армии Роммеля в Африке. Конструктивные особенности: привод на колесо коляски, блокирующийся дифференциал, демультипликатор.
НСУ «601 ОСЛ», Германия
(NSU 601 OSL, Germany)
Изготовитель — НСУ (Германия)
Год выпуска — 1940
Масса — 185 кг
Максимальная скорость — 135 км/час
Рабочий объем — 562 куб.см
Мощность — 24 л.с.
Во время Второй мировой войны использовался германской армией, как средство связи и разведки. Имел ножное управление коробкой передач в английском стиле. Мог эксплуатироваться с коляской.
Цюндапп «К-500», Германия
(Zundapp K-500, Germany)
Изготовитель — Цюндапп (Германия)
Год выпуска — 1940
Масса (сухая) — 195 кг
Максимальная скорость — 120 км/час
Рабочий объем — 498 куб.см
Мощность — 16 л.с.
Во время Второй мировой войны использовался германской армией. Имел штампованную раму, ручное управление коробкой передач автомобильного типа. Мог эксплуатироваться с коляской.
Харлей Дэвидсон «ВЛА-42», США
(Harley-Davidson «WLA-42», USA)
Изготовитель — Харлей Дэвидсон (США)
Год выпуска — 1942
Масса (снаряженная, соло) — 257 кг
Максимальная скорость — 100 км/час
Рабочий объем — 739 куб.см
Мощность — 25 л.с.
Армейская модель времён Второй мировой войны. 30 000 таких мотоциклов поступили по государственной программе ленд-лиз для Красной Армии. Мог эксплуатироваться с боковым прицепом.
Хонда «ГЛ 1 000» «Золотое Крыло», Япония
(Honda GL 1 000 Gold Wing, Japan)
Изготовитель — Хонда (Япония)
Год выпуска — 1975
Масса (сухая) — 260 кг
Максимальная скорость — 200 км/час
Рабочий объем — 999 куб.см
Мощность — 80 л.с.
Первый классический вариант этой модели. В 70-х годах прошлого столетия пользовался большим спросом на американском рынке. Выпуск ряда модификаций «Золотое Крыло» продолжается по настоящее время.
Хонда «ГЛ 1 500» «Золотое Крыло», Япония
(Honda GL 1 500 Gold Wing, Japan)
Изготовитель — Хонда (Япония)
Год выпуска — 1989
Масса (сухая) — 362 кг
Максимальная скорость — 180 км/час
Рабочий объем — 1520 куб.см
Мощность — 98 л.с.
Модель четвертого поколения – круизер. Предназначена для дальних туристических поездок по дорогам с усовершенствованным покрытием.
Из 33-х моделей разных мотоциклов, составляющих экспозицию музея, только на двух висели таблички с разрешением фотографироваться. И поэтому мне очень захотелось воспользоваться такой возможностью. Занять водительское место всё-таки не решилась, так как к музейным ценностям у меня всегда возникает чувство большого уважения и не хочется лишний раз нагружать чем-то уже исторический экспонат.
С конвейера Ирбитского мотоциклетного завода
Особое место среди старинных мотоциклов СССР занимают тяжелые мотоциклы Ирбитского мотоциклетного завода, получившие название «Урал» с выпуска модели М-62 (1960г.). И у многих водителей мотоциклов СССР есть своя любимая модель ирбитского «Урала».
Армейские модели
М — 72
Изготовитель — ИМЗ (СССР)
Год выпуска — 1952
Масса (сухая) — 336 кг
Максимальная скорость — 85 км/час
Рабочий объем — 745 куб.см
Мощность — 22 л.с.
Первая модель Ирбитского мотоциклетного завода. Выпускалась с 1941 по 1955 годы для подразделений Советской Армии. Комплектовалась ручным пулеметом Дегтярева.
И — 7Д
Памятник науки и техники I категории
Национальное достояние России
Изготовитель — ИМЗ (СССР)
Год выпуска — 1951
Масса (сухая) — 340 кг
Максимальная скорость — 83 км/час
Рабочий объем — 745 куб.см
Мощность — 22 л.с.
Экспериментальная армейская модель. Конструктивные особенности: отключаемый привод на колесо коляски, демультипликатор.
Для жителей России и не только…
М — 52
Памятник науки и техники I категории
Национальное достояние России
Изготовитель — ИМЗ (СССР)
Год выпуска — 1955
Масса (сухая, соло) — 185 кг
Максимальная скорость (соло) — 110 км/час
Рабочий объем — 494 куб.см
Мощность — 25 л.с.
Первая серийная модель Ирбитского мотоциклетного завода с верхнеклапанным двигателем. Выпускалась с 1954 по 1961 год. Всего с модификациями было выпущено 678 штук. На этот экспонат установлена коляска «Штайб» (Германия).
М — 72М
Изготовитель — ИМЗ (СССР)
Год выпуска — 1956
Масса (сухая) — 336 кг
Максимальная скорость — 85 км/час
Рабочий объем — 745 куб.см
Мощность — 22 л.с.
Первая серийная модель Ирбитского мотоциклетного завода, предназначенная для народного хозяйства. Конструктивные особенности: торсионная подвеска колеса коляски, другая окраска, отдельные детали в хромированном исполнении.
М — 62
Изготовитель — ИМЗ (СССР)
Год выпуска — 1960
Масса (сухая) — 320 кг
Максимальная скорость — 95 км/час
Рабочий объем — 649 куб.см
Мощность — 28 л.с.
С этой модели мотоциклы Ирбитского мотозавода получили название «Урал». Конструктивная особенность: автоматическое опережение угла зажигания.
М — 65
Памятник науки и техники I категории
Национальное достояние России
Изготовитель — ИМЗ (СССР)
Год выпуска — 1966
Масса (сухая) — 348 кг
Максимальная скорость — 95 км/час
Рабочий объем — 649 куб.см
Мощность — 30 л.с.
Экспериментальная модель, имеющая необычную капотированную форму, рычажную переднюю вилку, электростартер, гидравлическую систему тормозов на заднее колесо и колесо коляски.
М — 73
Памятник науки и техники I категории
Национальное достояние России
Изготовитель — ИМЗ (СССР)
Год выпуска — 1980
Масса (сухая) — 330 кг
Максимальная скорость — 110 км/час
Рабочий объем — 745 куб.см
Мощность — 45 л.с.
Лучшая экспериментальная модель Ирбитского мотоциклетного завода. Конструктивные особенности: оригинальный дизайн, пятиступенчатая коробка передач с задним ходом, электрозапуск, гидравлические тормоза и многое другое.
ИМЗ — 8.103-40 «Турист»
Изготовитель — ИМЗ (Россия)
Год выпуска — 1993
Масса (сухая) — 315 кг
Максимальная скорость — 105 км/час
Рабочий объем — 649 куб.см
Мощность — 32 л.с.
А это уже ретро мотоцикл России — юбилейный 3 000 000-й мотоцикл Ирбитского мотозавода, выпущенный 26 октября 1993г.
ИМЗ — 8.1234 «Вояж»
Изготовитель — ИМЗ (Россия)
Год выпуска — 1996
Масса (сухая) — 250 кг
Максимальная скорость — 130 км/час
Рабочий объем — 720 куб.см
Мощность — 40 л.с.
Первая серийная модель Ирбитского мотоциклетного завода, изначально спроектированная для настоящих байкеров. Увеличенный вылет передней вилки, высокий руль, двухдисковый передний тормоз.
ИМЗ — 8.1230 «Кобра»
Изготовитель — ИМЗ (Россия)
Год выпуска — 1997
Масса (сухая) — 230 кг
Максимальная скорость — 130 км/час
Рабочий объем — 750 куб.см
Мощность — 40 л.с.
Байкерская модель в стиле «Ретро». Конструктивная особенность: жесткая подвеска заднего колеса (отсутствие амортизаторов). Всего было изготовлено 16 штук.
ИМЗ — 8.1231 «Соло-классик»
Изготовитель — ИМЗ (Россия)
Год выпуска — 1999
Масса (сухая) — 220 кг
Максимальная скорость — 130 км/час
Рабочий объем — 650 куб.см
Мощность — 36 л.с.
Серийная дорожная модель, предназначенная для езды по дорогам с улучшенным покрытием. Имеет двухуровневое сплошное сидение, прямой руль, двухдисковый тормоз переднего колеса.
ИМЗ — 8.1237 «Волк»
Изготовитель — ИМЗ (Россия)
Год выпуска — 2000
Масса (сухая) — 245 кг
Максимальная скорость — 130 км/час
Рабочий объем — 745 куб.см
Мощность — 45 л.с.
Стильная российская модель для настоящих мотоциклистов. Конструктивные особенности: электрозапуск, гидравлические тормоза. В 2000г. привлёк особое внимание президента В.В.Путина.
ИМЗ – 8.1036 «Ретро»
Изготовитель — ИМЗ (Россия)
Год выпуска — 2005
Масса (сухая) — 326 кг
Максимальная скорость — 105 км/час
Рабочий объем — 745 куб.см
Мощность — 45 л.с.
Последняя модель мотоцикла Ирбитского мотозавода разработана в стиле старины, ретро с применением современных узлов: электростартер, тормоза с гидравлическим приводом. Улучшенная отделка салона пассажира.
Для ГАИ и МЧС
ИМЗ — 8.123 «Гель»
Изготовитель — ИМЗ (Россия)
Год выпуска — 1995
Масса (сухая) — 250 кг
Максимальная скорость — 130 км/час
Рабочий объем — 649 куб.см
Мощность — 32 л.с.
Опытная модель, разработанная совместно с московской фирмой «Гель». Рекомендовалась для сотрудников Министерства Внутренних дел и Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Для артистов цирка
ИМЗ — 8.123 «Цирк»
Изготовитель — ИМЗ (Россия)
Год выпуска — 1995
Масса (сухая) — 240 кг
Максимальная скорость — 130 км/час
Рабочий объем — 649 куб.см
Мощность — 36 л.с.
В 1995г. по заказу директора Московского цирка на Цветном Бульваре Юрия Никулина в отделе Главного конструктора Ирбитского мотоциклетного завода разработаны и изготовлены в экспериментальном цехе два специальных мотоцикла. С их участием артист Александр Курбанов создал оригинальный цирковой номер «Икарийские игры», более 10 лет пользующийся успехом не только в России, но и за её пределами. Данный экспонат – один из этих двух мотоциклов, изготовленных для исполнения байкерского номера.
Совместная работа
«Акула»
Изготовитель — Мастерская «Демоны Спокойствия» (Россия)
Год выпуска — 2005
Рабочий объем — 1000 куб.см
Мощность — 62 л.с.
Эксклюзивный мотоцикл нового направления в индивидуальном, творческом конструировании мотоциклетной техники.
Разработан в мастерской «Демоны Спокойствия» (г.Чайковский) под руководством Олега Скворцова.
Использован двигатель экспериментального мотоцикла «М-73» Ирбитского мотоциклетного завода.
Спортивные мотоциклы с колясками
Начиная с 1945 года, в Ирбите действует одна из лучших в стране школ мотоспорта в категории «мотоциклов с колясками». 59 ирбитских гонщиков становились чемпионами СССР и России – на их счету более 226 золотых наград! Кто по одному разу, а кто и более десятка раз завоевывал этот высокий титул.
Первый официальный мотокросс ирбитчане провели 17 июня 1945 года.
И уже на первенстве СССР 1945 года команда ИМЗ стала победительницей в линейной гонке на 300 километров, где особого успеха добился экипаж Игорь Окунев/Алексей Антропов. Ирбитский дуэт установил Всесоюзный рекорд по прохождению 300 км на специально подготовленном М-75. Окунев и Антропов преодолели этот путь за 2 ч 56 мин. 9,9 с, улучшив прежний рекорд более чем на 30 минут. В кроссе 2-е место занял экипаж – Вениамин Губин/Алексей Дубских на мотоцикле модели М-72.
К началу 60-х двадцатого столетия Ирбит стал одним из признанных лидеров страны в мотоспорте в классе «колясок». Поэтому не случайно в 1962 году ему доверили проведение первенства Союза по мотокроссу. На первенство страны в Ирбит съехалось 38 экипажей. Результат поразил всех. В свободном классе «от 350 см³ и выше» весь пьедестал заняли представители одной команды – Ирбитского мотозавода. Титул чемпионов СССР выиграл экипаж Генрих Вартаньян/Виктор Каржавин, «серебро» взял дуэт Леонид Лешков/Евгений Королев, бронзовые медали достались паре Вениамин Губин/Геннадий Бородин. Да, это тот самый Вениамин Губин из далекого «сорок пятого»!
В фотогалерее представлены сохранившиеся и переданные музею афиши соревнований по мотогонкам и кроссам, переходящие призы и призовые кубки, награды спортсменов команды ИМЗ, памятная атрибутика соревнований:
М – 52 С
Памятник науки и техники I категории
Национальное достояние России
Изготовитель — ИМЗ (СССР)
Год выпуска — 1961
Масса (сухая) — 146 кг
Максимальная скорость — 160 км/час
Рабочий объем — 494 куб.см
Мощность — 40 л.с.
Спортивная модель для соревнований по шоссейно-кольцевым гонкам. Выпускалась небольшими партиями в экспериментальном цехе.
С – 51
Памятник науки и техники I категории
Национальное достояние России
Изготовитель — ИМЗ (СССР)
Год выпуска — 1961
Масса (сухая) — 210 кг
Максимальная скорость — 160 км/час
Рабочий объем — 494 куб.см
Мощность — 51 л.с.
Спортивная экспериментальная модель для шоссейно-кольцевых гонок с оригинальным верхневальным двигателем. Всего изготовлено 3 экземпляра.
Стрела – 1
Изготовитель — ИМЗ (СССР)
Год выпуска — 1969
Масса (сухая) — 210 кг
Максимальная скорость — 150 км/час
Рабочий объем — 649 куб.см
Мощность — 55 л.с.
Спортивная модель для шоссейно-кольцевых гонок. Выпускалась в экспериментальном производстве небольшими партиями для лучших гонщиков СССР.
Кросс – 1 000
Памятник науки и техники I категории
Национальное достояние России
Изготовитель — ИМЗ (СССР)
Год выпуска — 1981
Масса (сухая) — 240 кг
Максимальная скорость -85 км/час
Рабочий объем -950 куб.см
Мощность -62 л.с.
Спортивная кроссовая модель для сильнейших гонщиков СССР, принимавших участие в чемпионатах страны, Европы и мира.
Мото МАРАФОН
ИМЗ — 8.103-10 «Гиннесс»
Изготовитель — ИМЗ (Россия)
Год выпуска — 1993
Масса (сухая) — 310 кг
Максимальная скорость — 105 км/час
Рабочий объем — 649 куб.см
Мощность — 32 л.с.
В 1993г. этот мотоцикл принимал участие в установлении рекорда Гиннесса. Экипажем в составе Александра Буланова, Анатолия Бекишева, Константина Матвеева на «Урале» пройдено без остановки 25 505 км за 440 часов – мотопробег «Нон-Стоп».
Вот и закончилась моя экскурсия по Ирбитскому Государственному Музею Мотоциклов.
Немного жаль было расставаться с этим интересным местом, опять сработала ностальгия технаря. И хотя я не житель г.Ирбита, но смогла посетить музей мотоциклов в субботу.
А тем, кому когда-нибудь доведётся побывать в г.Ирбите, я от всей души ещё раз посоветую – не проезжайте мимо Музея мотоциклов!
Осмотр экспозиции Ирбитского Государственного музея мотоциклов:
Другие статьи, связанные с техникой:
Парад РЕТРО. Зарубежные автомобили.
Парад РЕТРО. Автомобили СССР.
«Спортивная феерия». МОТОБОЛ глазами дилетанта.
Музей Трамвая. г.Екатеринбург, Россия.
КОСМОС рядом с нами. NASA.
Ностальгия технарей.
Средняя оценка: 4.9 из 5
Лена, интересная статья. В прошлом году я тоже была в Ирбите. Была в музее мотоциклов. И в заводском музее. В общем-то впечатление грустное. Я запомнила две цифры — раньше выпускали 1000 машин в день, а сейчас 500 в год — и 90% выпуска идет на экспорт. Как известно, Бред Питт купил себе два Урала… И настроение у людей ностальгическое. Но с какой любовью и вдохновением говорят о своих мотоциклах! Мотоцикл с коляской — это же команда… — хвалит гид в музее. Рассказывает, как вдвоем, года два назад с другом поехали на «Урале» на Алтай — мечта юности. Кое-где и мотоцикл на себе в гору тащить приходилось….
И вообще Ирбит удивил — на одной площади Ленин и Екатерина.
Всем советую съездить.
Ностальгия по любимому мотоциклу, по «Уралу», в Ирбите ярко выражена, «висит» в городском воздухе. Ещё сравнительно не так давно кто-то вносил изменения в конструкторско-технологическую документацию на ИМЗ, кто-то работал на конвейере по выпуску мотоциклов, кто-то собирал вручную «Уралы-новинки» в экспериментальном цехе, а кто-то участвовал в кроссах и марафонах на «Урале» с коляской! Производство мотоциклов претерпело большое сокращение, — оптимизацию, как теперь принято говорить. Но от этого мотоцикл менее любимым для ирбитчан не стал. Наоборот, с ещё большей заботой относятся мотолюбители к своим, ставшим родными, «Уралам».
Марина! Рада была услышать твой отклик на статью и пожелание друзьям сайта.
Давно собирался съездить в Ирбит, и хотелось попасть в Музей Мотоциклов. Но Елена на «Семицвете» меня опередила, и я не в обиде, почитал с удовольствием!
Мотоцикл — любовь моей юности!