Думаю, что не ошибусь, если скажу, что многим из нас знакомо чувство ностальгии. Может быть, боль и тоска по прошлому, чему-то утраченному или ушедшему, возникает не у каждого. Но тот, кто испытывает это чувство, проживает и переживает его по своему.
Это про нас?
«А что, у технарей особая ностальгия?» — удивится кто-то…
Особая! И, если Вы – технарь, Вы меня уже понимаете. А если нет, тогда попробуем разобраться в этом вопросе.
По определению в Толковом словаре Ожегова, Технарь – специалист, работающий в области техники, технического обслуживания, а также человек, который знает и любит технику. Вот именно: любит технику!
А если Ваша специальность связана с техникой, и Вы не год-два, а десять и двадцать лет работаете и не думаете о смене профессии, значит, Вы любите своё дело! Вы и есть технарь! С чем же связана ностальгия у технарей? Почему она возникает? В чём причина?
Воспоминания – сейчас, а раньше – сама жизнь
В период социализма в нашей стране успешно развивались различные отрасли промышленности. Изучение космоса, военно-оборонная промышленность, все виды машиностроения и металлургии требовали передовой инженерной мысли.
Выпускники технических ВУЗов, с теми знаниями, которые давало Высшее образование СССР, были востребованы. Юноши и девушки с желанием приобретали специальности, связанные с механикой, электроникой, физикой.
На предприятиях существовало обучение молодежи тонкостям их профессии людьми старшего поколения, опытными производственниками и мастерами своего дела, так называемое – Наставничество. Наставничество было элементом отдачи накопленных знаний и навыков молодёжи опытными практиками. А для выпускников училищ, техникумов и ВУЗов этот процесс позволял быстро влиться в рабочий коллектив, приобрести те знания, которые необходимы были именно для этого рабочего места.
Курсы повышения квалификации охватывали практически все отрасли народного хозяйства. В рабочую жизнь человека они всегда привносили что-то новое для него: какие-то интересные решения вопросов, неожиданно полученные ответы.
Существовало также ВОИР – Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов. На предприятиях промышленного производства обязательно были отделы или бюро изобретений и рационализации. У человека, который состоялся, как инженер, а не только получил диплом инженера, как правило, в голове постоянно крутится какая-то техническая мысль, связанная с его текущей работой. А если ты не только технарь в силу твоей профессии, но, ещё и конструктор, то тут тебя всегда выручит утро! Именно утром, когда ты идёшь на работу – твоя голова свежа и настроена на планы нового дня. Именно тогда приходит мысль о том, что в узле, который ты сейчас разрабатываешь, было бы лучше поменять определенные элементы – на другие, в связи с тем, что…
Да! Технарей можно называть «трудоголиками» — наверное потому, что голова их постоянно трудится, работает, мыслит… А если ещё и неординарно, то это и приводит к очередным рационализаторским предложениям, а может, и к изобретениям! Существовало почетное звание: «Заслуженный изобретатель СССР».
И пусть не все технари становились изобретателями. Но они оставались технарями не только на производстве, но и в бытовой жизни. Люди занимались техническим творчеством самостоятельно. При поломке домашней техники, уважающий себя глава семейства, пытался сам отремонтировать холодильник или починить телевизор прежде, чем вызовет мастера из ремонтной мастерской, которого иногда можно было ждать неделями.
А вечерами в рядах гаражных коробок городов закипала работа. Всегда находилось, чем поддержать и порадовать свой автомобиль. Меняли свечи, шаровые, клапана… перебирали двигатели… проваривали днища… шпаклевали, красили… Одним словом выполняли большинство тех работ, которыми сейчас занимаются автосервисы. Сейчас нет практики самостоятельного ремонта, как в былую пору. И потому почти любого автолюбителя можно было считать технарем. А рядом с ними подрастала молодежь. Ребята, которым было по 15-17 лет, также тянулись к технике. Собирали мопеды практически из металлолома: чистили и промывали, перебирали, настраивали, регулировали… И для них это был не «велосипед с мотором», а дорожный транспорт! И, главное, это были технические знания, полученные самостоятельно, и, отложившиеся как первый опыт и практика обращения и работы с техникой.
А сколько людей, и взрослых и юных, занималось радиолюбительством. В домашних лабораториях создавались радиоприёмники, усилители, компьютеры, музыкальные синтезаторы.
Важно отметить, что школьники не оставались без внимания взрослых технарей.
В социалистическую эпоху развития нашей страны, повсеместно, в Домах Пионеров и Детских Центрах действовали кружки Детского технического творчества.
Для многих занятия в таком кружке фактически закладывали фундамент будущего профессионализма. Происходил процесс развития мысли. Это истоки мысли конструкторской и технологической.
Когда ребенок видит авиапланер на рисунке, разглядывает его чертеж, вырезает, выпиливает, собирает и клеит отдельные детали летательного аппарата, а потом ещё к готовой модели прикрепляет двигатель, чтоб его «птица» поднялась в небо, и мастерит-собирает узел радиоуправления, то… То можно быть полностью уверенным, что из него получится неплохой технарь.
Например, в г.Екатеринбурге, в Центральном парке культуры и отдыха им. В.В. Маяковского (ЦПКиО), по сей день в период летних каникул работает Детская железная дорога. Ребята проходят обучение и затем самостоятельно выводят поезд с пассажирами на рельсовую дорогу, совершая экскурсионную поездку по парку. Поезд полностью обслуживается школьниками. Они и машинисты, и проводники, и кондукторы… И пусть не все из них свяжут своё будущее с железной дорогой, но у каждого из этих школьников будет возможность выбора своей будущей профессии, основанная не на информации из брошюр или рекламных роликов, а на собственном «ознакомительном» опыте, подкрепленная своими впечатлениями!
И вот период Перестройки, пришедший на смену Развитому социализму, в начале своего существования для многих людей был шоком. Вроде бы открылись большие возможности для человека… Работайте! Творите! Действуйте! Воплощайте! Рынок!
Вот только «Рынок» и действовал в головах многих как существительное прямого назначения. Масса людей, выброшенная процессом сокращения рабочих мест в различных сферах нашей жизни (в том числе людей технических специальностей) в перестроечный период, превратилась в торгующих «челноков». Работа этих людей была их жизнью и состояла из двух глаголов: купи – продай. Не все «частники» превратились в индивидуальных предпринимателей, открывших свои магазины, салоны, фирмы и компании… Многие из них были сломлены, сметены… тем же Рынком.
Выстояли лидеры
Время шло. Предприятия, руководители которых и в сложные периоды жизни нашей страны находили силы и средства для обновления производства, выстояли! На них продолжается процесс производства! Они дают Рынку – продукцию, а населению — рабочие места и зарплату.
Но даже на этих предприятиях, выживших, выстоявших и продолжающих «держаться на плаву» одной из жизненно важных проблем является проблема опытных кадров. Приходит пенсионный возраст — уходит человек на заслуженный отдых, а заменить его не кем. Пришедшая молодежь из училищ-колледжей не может выполнить сложную работу, соответствующую 5-6 разряду. Поэтому не хватает высококвалифицированных рабочих: фрезеровщиков, станочников-универсалов, слесарей инструментального производства. То же касается и ИТР. Приходят молодые специалисты с образованием, которые и диплом защитили, и с компьютером – «на ты», а технического опыта не имеют. И нужен ни один год, чтоб такой инженер стал Технарём.
И всё-таки – ностальгия…
«В чём же состоит ностальгия?» – спросите Вы.
Наверное хорошо, что сейчас любую техническую вещь можно просто приобрести в магазине. Любую желаемую вещь уже изготовили и привезли из Китая. Нам остаётся только потреблять. И уже нет необходимости самостоятельно что-то мастерить или ремонтировать. Даже для того, чтобы забить гвоздь можно вызвать «мужа на час». Но из жизни что-то ушло. Исчезла сама потребность в техническом творчестве.
А подрастающее поколение, знакомится ли с техникой?!
Сейчас с детьми занимаются в основном английским языком, компьютером и танцами. Занятия эти нужные и важные, никто не спорит. Но начала развития технического творчества они не дают.
Много ли в нашей стране музеев, отражающих историю развития и трансформации, связанную с техническим прогрессом различных технических отраслей?!
Многим хотелось бы сходить с детьми и внуками в музей ретроавтомашин. Но что тут поделать, если в нашем городе нет такого музея. Зато есть другой, с моей точки зрения, не менее интересный: Музей истории трамвайно-троллейбусного управления.
На площадке этого музея под открытым небом можно увидеть разные модели трамваев, курсировавших в г.Екатеринбурге с постройки первой трамвайной линии в 1929 году.
А любителям старых машин могу порекомендовать парады Ретроавтомобилей, которые, как правило, устраиваются на День Города (август, г.Екатеринбург). На этих выставках-парадах можно не только посмотреть на автомобили, но и поговорить с их владельцами, выяснить интересующие Вас вопросы. И даже сфотографироваться на память!
Нам -90!
В этой статье я хочу рассказать об одном из предприятий, которое в этом году отмечает своё 90-летие. Это – ЗАО «Машиностроительный завод им. В.В.Воровского». Почему о нём? Да потому, что это родное мне предприятие. На этот завод я пришла сразу после окончания института и проработала на нём 24 года (большая часть моего трудового стажа). Хорошо знала и производственный процесс, и выпускаемую продукцию, и людей, работающих на нём. Поэтому я и обращаюсь к нему.
Стране нужны буровые! Или – из истории завода
ЗАО «Машиностроительный завод им. В.В.Воровского» специализируется на производстве продукции для геологоразведочных и инженерно-изыскательных работ. Это завод бурового оборудования.
Первая продукция была выпущена в марте 1923 года. В том же году заводу было присвоено имя Вацлава Воровского – первого дипломата Советского государства, профессионального журналиста и публициста.
Завод шагал в ногу со временем. Развернувшаяся индустриализация в стране требовала открытия месторождений ископаемых. И в 1929 году на заводе было начато производство буровых установок.
С 1965 года завод выпускает оборудование, которое даёт возможность бурения 300-метровых скважин. Оно используется как для разведки месторождений твердых полезных ископаемых, так и для инженерно-геологических изысканий.
А ещё — Машиностроительный завод им. В.В. Воровского за вклад в интернациональную помощь, награжден республикой Вьетнам в 1980 году орденом «Дружба».
В настоящее время предприятие занимает стабильное положение на рынке бурового геологоразведочного оборудования, и продукция его известна как в России, так и за ее пределами.
Моя любовь – моя ностальгия
Когда в цехе всё крутится и вертится, а непрерывный гул от работы десятков металлообрабатывающих станков сливается в единую музыку – сильнее тяжелого рока, то и человек подстраивается под эту металло-механическую жизнь. И хочется идти быстрым шагом, как будто что-то можешь не успеть, и голос при разговоре сам собой на полтора тона повышается, чтоб можно было расслышать сказанное.
И в такой вот круговерти проходит весь день. Набегаешься по цехам с выяснениями различных технологических вопросов, насидишься за кульманом до того, что спина твоя уже сама просится – «…встань, разомнись, а то погибаю…» Заканчивается рабочий день, и домой идешь усталый, но с радостью, — что домой!
Дорога до проходной проходит мимо нашей «готовой продукции», которая стоит двумя правильными рядами. На новеньких, блестящих, свежеокрашенных машинах установлены наши буровые. Ах, какая красота! Просто загляденье: капот к капоту, штанга к штанге! Как на одно лицо, как из-под одного штампа! Сегодня стоят «УРАЛы», завтра – «ЗИЛы», послезавтра – тракторы на гусеничном ходу для труднопроходимой и болотистой местности – не отличишь от военной техники. Легкие «ГАЗики» всем своим видом говорят: «А мы будем первыми, быстрыми: мы же с облегченными буровыми!» И гордость разливается по душе оттого, что и ты приложила руку к этой вот мощи, так нужной нашему государству, нашему народу!
И сейчас, когда уже закончила свою производственную деятельность, каждый раз, проходя мимо путеводной звезды завода — стелы «ЗИВ» с прикрепленным изображением ордена «Дружба», думаю: «Здесь — мой завод! Здесь – моя ностальгия…»
Другие статьи, связанные с техникой:
Мотоцикл в музее.
Парад РЕТРО. Зарубежные автомобили.
Парад РЕТРО. Автомобили СССР.
«Спортивная феерия». МОТОБОЛ глазами дилетанта.
Музей Трамвая. г.Екатеринбург, Россия.
КОСМОС рядом с нами. NASA.
Средняя оценка: 5 из 5
Прочитала Вашу статью. У многих из нас похожее прошлое. Мне пришлось работать на нескольких предприятиях Украины. Каждое по своему дорого и неповторимо.
Согласен с Вами, Лариса. Я тоже работал на четырех крупных заводах. Из памяти их не выбросишь. Да и зачем? Это моя жизнь.
Раньше мы многое умели делать своими руками. Грустно, что нынче мы теряем нашу смекалку с каждым днем.
Здравствуйте, Илья! Да, у многих появилось чувство ностальгии по прошлому, наша жизнь очень изменилась. Но мне кажется, потерять смекалку невозможно. Она или есть, или её нет. Просто многие из нас не применяют свою смекалку в жизни. Мой знакомый, например, в своё свободное время ремонтирует для друзей будильники, утюги, зонты, компьютеры. Не за деньги. Для души. Чтобы у смекалки было дело. Присоединяйтесь!