Не знаю, задавалась ли статистическая служба таким вопросом: любят ли люди ходить в музеи? Понятно, что музеи изобразительных искусств не пустуют, а в некоторые ещё и очереди стоят на улице. И поход в такой музей для многих является праздником. Но ведь есть немало музеев, где сосредоточены не художественные ценности, а другие экспонаты. Они также представляют собой ценность, потому и попали в музей, чтоб сохраниться для обзора и интереса будущих поколений.
На Урале, в г.Екатеринбурге есть уникальный музей – «Музей Трамвая». Точное название — Музей истории развития трамвайно-троллейбусного управления. Чем же он уникален? Я не знаю, есть ли в других городах России подобные музеи, но уверена, что ни один музей не может быть повторён. И в этом его уникальная особенность.
А про существование «Музея Трамвая» даже не все жители г.Екатеринбурга знают, и не все в нём бывали. Я неожиданно для себя открыла этот музей, и сразу захотелось там побывать по одной простой причине: я – бывший «технарь», и технические экспонаты, представленные в своём развитии мне интересны, а тем более трамвай!
Мои воспоминания
С трамваем у меня связаны особенные воспоминания – воспоминания детства. Помню, как ещё до школы, очень любила с бабушкой ездить в гости к родственникам на трамвае. В то время этот вид городского транспорта не был таким комфортабельным, как сейчас. Но для дошкольницы это было неважно. Сам факт поездки на трамвае превращался в интересное путешествие.
Ведь из окна трамвая была видна брусчатая мостовая, фигуры пешеходов, идущих по тротуару, а за ними – интересные здания: некоторые с лепными украшениями, другие – попроще, третьи – с балкончиками! Помню, что трамвай нашего маршрута проезжал мимо раскинутой палатки Цирка. Это было круглое деревянное строение с красочными афишами снаружи. Однажды я уговорила бабушку посмотреть, что там внутри этого Цирка происходит. И мы, купив билетики, оказались в этом цирковом шатре. Выступление артистов было очень простым и непродолжительным по времени. Это были гонщики на мотоциклах. Сначала они ездили кругами по манежу, потом, набрав скорость, мотоциклы с рёвом вылетали на круглые высокие стенки манежа. А я смотрела на них сверху, со своего места, и думала, почему же они не падают?
Выступление этих цирковых мотоциклистов неоднократно возникало в моей памяти: когда начала учить законы физики, когда видела выступление мотогонок, когда проезжала по этой улице, сменившей брусчатку на асфальт.
И ехала я в своём воспоминании на трамвае со скрипуче-скрежещущим звонком. Эти сигнальные трели трамвая ни с чем не перепутать!
Музейные экспонаты – под открытым небом!
Трамвай, как городской вид транспорта, понятен и близок многим из нашего города, ставшим сейчас одним из городов миллионников (по количеству населения — 1400 000 человек).
«Музей Трамвая» раскинулся на нескольких площадках: в здании и под открытым небом. В помещении музея представлены рельсы, пульты управления, макеты трамвайных вагонов, компостеры, которые мы уже и забыли. И очень много фотографий, освещающих историю развития электротранспорта (трамвая и троллейбуса) в г.Екатеринбурге.
Площадка под открытым небом, на мой взгляд, самая интересная! Ведь там расположены живые реликвии – экспонаты трамвайных вагонов, когда-то перевозивших пассажиров в нашем городе. И сейчас любой желающий может прийти сюда и увидеть те вагоны, на которых он ездил в детстве, ездили его родители, бабушки с дедушками…
Моторный двухосный вагон серии Х
Вот самый первый трамвай, курсировавший в г.Екатеринбурге (в то время город назывался Свердловск) – моторный двухосный вагон серии Х. Он был пущен 7 ноября 1929г. после постройки в городе первой рельсовой «трамвайной» дороги. Маршрут этого трамвая №1 соединял железнодорожный вокзал с площадью Горсовета (ныне – Южное трамвайное депо, старое название – Цыганская площадь). Десять первых вагонов, полученных с Мытищинского завода, после митинга, один за другим двинулись в путь по городским улицам. Жители города на всём пути следования трамваев встречали их с ликованием, ведь это был новый вид городского транспорта – электротранспорт! И уже к концу 1929 года трамваем было перевезено свыше 1 миллиона пассажиров. Мытищинский завод выпускал эти вагоны с 1929-1937г. В г.Екатеринбурге эксплуатировалось 60 вагонов данного типа. Вагон серии Х можно считать самым долговечным по времени работы на улицах г.Екатеринбурга. Последние вагоны были списаны в 1971 году.
Один вагон серии Х был сохранён и восстановлен в Южном трамвайном депо в 1979г. и использовался для проведения экскурсий. В настоящее время вагоны этого типа сохранились на территории России в городах: Туле, Н-Новгороде, Барнауле, Твери, Краснодаре.
Четырехосный цельнометаллический вагон серии МТВ-82
Второй экспонат площадки ретро-трамваев – четырехосный цельнометаллический вагон серии МТВ-82. Трамвайные вагоны этого типа выпускались с 1947г. по 1961г. С 1947г. их производил Тушинский авиазавод №82, а в 1949г. их производство было передано в г.Ригу. В г.Свердловске эксплуатировалось около 200 вагонов серии МТВ-82 . Вагон курсировал на улицах города с 1950г. по 1980г.
В 1998г. для музея был восстановлен один трамвайный вагон этого типа, 1957г. постройки. Кроме екатеринбургского экземпляра в России имеется ещё 2 музейных трамвая серии МТВ-82 в музейных коллекциях г.Н-Новгорода и г.Москвы.
Четырехосный трамвайный вагон серии Т-2
Следующий музейный экспонат — четырехосный трамвайный вагон серии Т-2. Трамвайные вагоны этого типа выпускались в Чехословакии заводом СКО Tatra (г.Прага). Серийное производство вагонов серии Т-2 началось в 1958г. и продолжалось до 1962г. Всего был построен 771 вагон, в СССР попало 380 вагонов, из них 65 – в г.Свердловск. Эксплуатировались вагоны серии Т-2 в г.Свердловске до 1980г.
В 1998г. восстановлен один трамвайный вагон этого типа, 1962г. постройки. В настоящее время на территории России сохранён ещё один вагон серии Т-2, который находится в Музее городского транспорта, г.Москва.
Шестиосный сочлененный трамвайный вагон серии К-2
И завершает экспозицию этой площадки – шестиосный сочлененный трамвайный вагон серии К-2. Трамвайные вагоны этого типа выпускались в Чехословакии (СКО Tatra, г.Прага). В СССР поставлялись с 1967г. по 1969г. Всего пражский завод выпустил 567 вагонов серии К-2. В Советский Союз попал 246 вагонов, из них 20 – в г.Свердловск. В Свердловске вагоны серии К-2 эксплуатировались до 1980г. Пассажирам города этот трамвай запомнился так называемой «гармошкой» — конструкцией сочленения, позволяющей увеличить длину трамвая.
В 1998г. для Музея истории развития ЕМУП ТТУ был восстановлен один трамвайный вагон этого типа — серии К-2, 1968г. постройки. Этот вагон на сегодняшний день является единственным сохранившимся на территории эксплуатации – СССР.
А что сегодня с трамваем?
Сегодня по улицам г.Екатеринбурга курсируют чешские трамваи и новые вагоны уральского производителя.
Знаменитая «Tatra»
Большую часть трампарка города составляют одновагонные и в сцепке трамваи чешского производства СКО Tatra (г.Прага) серии Т-3SU (Tatra T3) и модернизированные вагоны серии Т-3М (Tatra Т6В5). Всего около 300 вагонов. У всех чешских вагонов круглые фары. Дизайн корпуса вагонов серии Т-3М угловато-плоский, а у предшествующих вагонов серии Т-3SU плавно-скругленный.
Уральский «Спектр»
45 вагонов, что составляет седьмую часть эксплуатационного транспорта трампарка города, — это новые вагоны «Спектр» (модели 71-402, 71-403, 71-405) производства ОАО «Уралтрансмаш», г.Екатеринбург. Внешняя отличительная особенность всех вагонов «Спектр» — это прямоугольные фары, находящиеся в одном контейнере с фонарями указателей поворота. У вагонов модели 71-402 лобовое стекло — плоское, и сам корпус вагона выполнен в угловато-плоском дизайне. Вагоны модели 71-403 и 71-405 резко отличаются от предшествующей модели круто изогнутым лобовым стеклом, обеспечивающим больший поток света в кабину водителя. Кстати, кабина водителя всех моделей «Спектра» имеет две двери: одна – в салон вагона, вторая – выход из кабины на улицу. Внутри салона вагонов этих моделей расположена двойная электронная панель с бегущей строкой, информирующая пассажиров о номере маршрута трамвая и названиях приближающихся остановок. Вездесущая реклама также успевает засветиться в бегущей строке.
С началом серийного производства трамваев «Спектр-1» модели 71-402 в 2001г. он появился и на дорогах г.Екатеринбурга.
В 2003г. в г.Екатеринбурге был пущен первый вагон «Спектр» модели 71-403. Это четырехосный высокопольный трамвайный вагон с асинхронным тяговым электродвигателем.
В 2008г. добавились в эксплуатацию вагоны «Спектр» модели 71-405. Приятно ехать в таком вагоне. Какая-то еле уловимая сеточка комфорта окружает тебя. Ну, а плавный ход трамвая и бесшумность не отметить просто невозможно.
Развитие городского транспорта не стоит на месте. Прекрасно, что в г.Екатеринбурге действует и продолжает строиться метро – подземный вид рельсового электротранспорта. Но и на поверхности земли, на городских дорогах рельсы не опустели. Трамвай, как необходимый и привычный для горожан вид транспорта, продолжает выполнять свою функцию перевозки пассажиров. Только утром при выезде из депо и можно встретить пустой трамвайный вагон.
И, если уральский трамвай в рекламе на своём боку приглашает Вас совершить путешествие в Турцию, то без сомнения, у Вас поднимется настроение и на лице появится улыбка!
Другие статьи, связанные с техникой:
Мотоцикл в музее.
Парад РЕТРО. Зарубежные автомобили.
Парад РЕТРО. Автомобили СССР.
«Спортивная феерия». МОТОБОЛ глазами дилетанта.
КОСМОС рядом с нами. NASA.
Ностальгия технарей.
Средняя оценка: 5 из 5
Помню многие трамваи, курсирующие по улицам города, которые сейчас выставлены как музейные экспонаты. «Гармошка» хорошо запомнилась и вызывала большой интерес у пассажиров в своё время.