Или Выставка художника Джеймса Таррелла в Музее Изобразительных Искусств, г. Хьюстон, штат Техас, США.
6 мая 2013 года знаменитый американский художник Джеймс Таррелл отметил свой 70-летний юбилей. В честь этого события в трёх городах США почти одновременно открылись выставки его работ: в Музее Соломона Гуггенхайма, г.Нью-Йорк; в Лос-Анджелесском окружном музее искусств и в Музее изобразительных искусств, г.Хьюстон.
Поездка в г.Хьюстон
В музее изобразительных искусств г.Хьюстона выставка начала работать с 9 июня. А у меня как раз в июне была деловая поездка в Хьюстон в компании с подругой Деби. Между делами всегда найдётся время, чтобы увидеть что-то новое. Про поездку в Космический Центр НАСА я расскажу в одной из своих последующих статей.
Мы решили также исследовать район музеев — в этой части города сконцентрировано несколько интересных творческих оазисов. По чистой случайности забрели в Музей изобразительных искусств. Я с творчеством художника Джеймса Таррелла ни разу не сталкивалась и обрадовалась, что представилась возможность своими глазами увидеть что-то необычное.
Таррелл — один из тех, кто пишет светом. Свет — его рабочий материал, так же как у живописца — краски, а у скульптора — глина или мрамор.
Каждый человек обладает своим собственным сенсорным восприятием окружающего мира: видит, слышит, осязает, чувствует. С расчётом на это качество и создаёт свои «картины» Таррелл. Мы смотрим на экспозицию, наблюдаем за происходящим и воспринимаем с расхождением от действительности: нам показывают одно, а видим и чувствуем мы другое — то, что и должны по задумке автора. Происходит восприятие на уровне ощущений, чего и добивается автор при создании своих инсталляций.
Выставка работ Джеймса Таррелла
Называется выставка «Свет изнутри», также как один из двух главных экспонатов. Хочу, чтобы вам понравилась суть. Представьте, что читаете книгу или рассказ про живущий на свете волшебный свет. Земля полна чудес! Кто бы в этом сомневался?!
И между тем — никаких чудес. Каждая инсталляция представляет собой пространственную композицию, созданную из различных элементов и являющуюся художественным целым, и основана на знаниях физики, математики и других наук.
«Свет изнутри»
Работа «Свет изнутри» (создана в 1999 г.) представляет собой световой тоннель. Потрясающе красивое зрелище! Размеры комнаты-тоннеля (в дюймах) 132 х 246 х 1416, при переводе в метры: 3,35 х 6,25 х 35,97. Тоннель симметричен. Мы идём по узкой тёмной полосе, сверху — такой же ширины тёмный потолок, а по бокам — световые флуоресцентные параллелепипеды, лежащие на боку. Откуда идёт свет — я не поняла. Как будто бы тоннель подсвечивается изнутри. Световые стенки ограничивают пространство, по которому можно и разрешается двигаться (что-то вроде маленького тоннеля внутри большого). Цвет боковых стенок — ярко синий флуоресцентный, сродни фиолетовому. Цвет света внутри тоннеля может меняться за счёт изменения цвета ламп.
Я сразу подумала: «Где-то я уже видела такой цвет?» Да у себя дома: ежедневно на ночь включаю маленькие лампочки-подсветки в коридоре, так вот они светятся точно так же (см. фото). Полная мини-имитация большого эффекта. А тоннель сказочно-красив! Заканчивается он белой стенкой-тупиком, которую надо обойти слева или справа, чтобы выйти на свободу. Эта белая стена тоже необычно освещена.
«Ганзфилд»
Второй главный экспонат выставки — инсталляция под названием «Ганзфилд», созданная в 2006 году. Сначала попадаем во входную комнату. Просят снять обувь и надеть тапки-чехлы, совсем как в Эрмитаже. Потом по тёмно-зелёным ступенькам — их штук семь — поднимаемся на площадку такого же цвета и через проём в центре стены входим в почти квадратный пустой зал. Зал находится на возвышении и похож на лежащий на боку открытый резервуар с воздухом и светом. Всё — стены, пол и потолок — белого цвета, точно так, как и во входной комнате. Углы между полом и боковыми стенами, потолком и боковыми стенами — скруглены большим радиусом. То есть стена напротив входа представляет собой не четырёхугольник, а фигуру с четырьмя радиусами.
Есть подсветка, но где и какая — не бросается в глаза. Возможно, это те самые три галогенные лампы, обрамляющие входной проём внутри зала. Лампы постепенно меняют цвет по всей палитре: от белого — розового — жёлтого — зелёного до тёмно-синего. Как будто бы стены светятся сами по себе. Свет не освещает какой-либо объект, он сам является объектом внимания и создаёт ощущение, что зал наполнен воздухом-эфиром. Если смотреть на боковую стену, то появляется чёткое ощущение бесконечности пространства впереди тебя. Причём, цвет этого пространства плавно меняется, и мы вместе с ним перетекаем из одного состояния — в другое. Очень насыщенная атмосфера.
Отличное место для медитации, как мне кажется. Голова даже начинает немного кружиться, если стоять неподвижно. Если абстрагироваться и не смотреть на пол, то теряется ощущение верха и низа, то есть границ пространства (как в космосе).
Я всё время бросала взгляд налево, на дверной проём: он-то никуда не отклоняется. А если повернуться к проёму лицом, то можно подумать, что «там», за пределами зала — бездна. Особенно ярко это чувствуется, когда света во входной комнате нет: проём похож на «чёрную дыру».
Не знаю, сколько времени я пробыла в световом зале, пожалуй где-то 12-15 минут. А потом захотелось выбраться из световой сказки на свободу, чтобы осмыслить увиденное и прочувствованное. В инсталляции «Ганзфилд» предоставляется возможность полетать, не имея крыльев; можно вообразить себя летящим в космическом пространстве.
Художник современного искусства
На выставке в Музее изобразительных искусств в г.Хьюстоне кроме «Света изнутри» и «Ганзфилда» вниманию посетителей предлагается ещё несколько работ художника Д.Таррелла. Одна из них — картина, остальные — ряд экспозиций, основанных на световых проекциях. Но об этом без фотографий рассказать сложно.
Моя главная сегодняшняя задача — «заразить», заинтересовать читателя творчеством Джеймса Таррелла, который является одной из значимых фигур современного искусства. В прошлом летчик, а в 1973 году Джеймс Таррелл стал обладателем степени магистра искусств в аспирантуре г.Клэрмонт (штат Калифорния), занимается опытами с восприятием человеком световых эффектов.
Все его работы в некотором роде — запатентованные изобретения. И если они не связаны с местностью, то их теоретически можно демонстрировать где угодно и когда угодно. С одним уточнением: Тарреллу для выставок нужно не просто любое помещение, а специальное пространство (специально оборудованная комната или зал, например). Если соблюдать все требования инсталляций, то их можно повторять не один раз и выставлять одновременно в нескольких местах.
Летом 2011 года в Москве прошла первая в России выставка художника Джеймса Таррелла. Художник лично привёз свою экспозицию в г.Москву, заслужив благодарность любителей искусства. Будем надеяться, что это была первая, но не последняя выставка.
Работы американского художника Джеймса Таррелла путешествуют по всему миру, предоставляя возможность людям других стран познакомиться с «царством волшебного света». Если вам представится случай посетить выставку светового художника — не упускайте этот шанс. Пойдите и убедитесь сами в том, что утверждение «всё гениальное — просто» иногда не совсем точное. Да, просто, но до этой гениальности надо сначала додуматься!
Другие статьи о произведениях современного искусства:
VI Международный фестиваль скульптуры «ЛОМ-2014», г.Екатеринбург —
АЛИСА в стране ЛОМ.
Выставка кинетических скульптур, г.Даллас, штат Техас, США —
Выставке-ярмарке «Artscape» («Артскейп»).
V Международный фестиваль актуального искусства «ЛОМ-2013», г.Екатеринбург —
Парк-город. ЛОМ-2013.
Средняя оценка: 4.8 из 5
Как многогранно современное искусство!
Сергей, согласна с Вами! И вдобавок к многогранности искусства, художники иногда приобщают нас к своему творчеству. Без обладания фантазией, пространственным воображением и сенсорным восприятием невозможно правильно и полноценно видеть картины и инсталляции Джеймса Таррелла. Спасибо!
Инсталляция Д.Таррелла «Свет изнутри» просто захватила моё воображение! Так и хочется покружиться в этом световом тоннеле!
Мария! Кружиться можете, сколько душа пожелает. А вот проходить сквозь световые стены не разрешается. Таблички, напоминающие посетителям о том, что нельзя заступать за границы пешеходной дорожки светового тоннеля, установлены перед входом в инсталляцию. Спасибо!
Никогда не слышала о таком искусстве, спасибо за просвещение. Захватывающее зрелище. Я бы с удовольствием посетила выставку Д.Таррелла,к сожалению, думаю, что в ближайшем будущем не удастся.
Евгения! Вся наша жизнь протекает под девизом «Удивительное — рядом». Даже свет может быть объёмным и почти осязаемым, как оказалось. Следите за телевизионными передачами: мне кажется, должны быть фильмы про Д.Таррелла и его творчество. Спасибо Вам