Традиционно на празднике – Дне Города в Екатеринбурге проходит выставка-парад ретро автомобилей, но побывать мне на ней не доводилось. И только в прошлом году поспешила на праздник с утра пораньше и была приятно удивлена увиденным. День Города в этом году, когда г.Екатеринбург отмечал своё 292-летие, я уже ждала с нетерпением. И в первую очередь хотелось встретиться с ретро автомобилями, которые неожиданно стали моими друзьями. Данная публикация подготовлена по материалам двух праздничных выставок-парадов ретро автомобилей в 2014г. и 2015г.
Любимый ретро
Когда я слышу слова известной песни: «Где-то за городом очень недорого папа купил автомобиль…», то всегда представляю открытый красно-черный автомобиль, сверкающий на солнце лаком и хромом. Клаксон этого автомобиля издает незабываемые квакающие звуки, предупреждая пешеходов о своём приближении. Такие авто можно увидеть в старых кинофильмах. На улицах современного мегаполиса подобных автомобилей не встретишь. Сейчас машины, заполняющие городские шоссе – совсем другого класса. Всё в их конструкции, начиная с мощности двигателя и заканчивая дизайном корпуса, направлено на достижение оптимально высокой скорости.
Выставка-парад
Целый ряд сверкающих, подготовленных к параду несовременных автомобилей выстроился на плотине городского пруда. Несовременных – по соответствию настоящего времени жизни и развития мегаполиса. Но – незабытых, для кого-то горячо любимых, а для всех нас – ретро автомобилей. И, хоть сама я не являюсь автолюбителем, на этой выставке прадедушек современных автомобилей я задержалась надолго.
В экспозиции были представлены легковые автомобили и мотоциклы прошлого века из Европы, СССР и США, причем все они «на ходу» и полностью отреставрированы. Поэтому не просто постояли рядком на обозрении, а устроили парад для гостей праздника. Каждый автомобиль был познакомлен, представлен собравшимся. И к всеобщей радости выезжал перед зрителями на площадку, проезжал несколько кругов и своим сигналом приветствовал окружающих. Иногда автомобиль останавливался, демонстрировал работу фар или сигнального гудка. И не только любителям ретро автомобилей это было интересно, но и всем горожанам, пришедшим на праздник.
В этой статье я расскажу о представленных на двух выставках (2014-2015гг.) ретро автомобилях из СССР. Добавлю, что каждая из выставок в праздник Дня Города была размещена на двух площадках: в центре г.Екатеринбурга (на плотине городского пруда) и в Центральном парке культуры и отдыха им.Маяковского (ЦПКиО).
Автомобили начала – середины ХХ-го века
ГАЗ-А (СОВЕТСКИЙ ФОРД)
ГАЗ-А, или «Советский Форд». Первенец советского автомобилестроения ГАЗ-А, 1929г. выпуска является лицензионной копией американского Форда-А. Надо отметить, что советский автопром начинался с копирования американских моделей. Горьковский автозавод был построен с участием и помощью корпорации Генри Форда. И первый легковой и грузовой автомобили были полными копиями американских моделей. Эта модель автомобиля выпускалась до 1936г. Было выпущено около 40 000 экземпляров, многие из которых принимали участие в Великой Отечественной войне.
Данный автомобиль ГАЗ-А «Форд» — участник всех парадов ретро техники в Свердловске-Екатеринбурге с 1969 года.
ЗИС-5
ЗИС-5 («трёхтонка») — советский грузовой автомобиль грузоподъёмностью 3т; второй по массовости (после ГАЗ-АА) грузовик 1930-40-х, один из основных транспортных автомобилей Красной Армии во время Великой Отечественной войны. Выпускался с 1933 по 1948г. на Автомобильном заводе им. И.В.Сталина, г.Москва. C 1934г. было развернуто массовое производство грузовика, ежедневный выпуск составлял 65 автомобилей. Во время войны упрощённую военную модификацию ЗИС-5В выпускали заводы ЗИС (1-й государственный автомобильный завод имени И. В. Сталина, впоследствии – Завод им.И.А.Лихачёва) (1942—1946 гг.), УльЗИС, г.Ульяновск (1942—1944 гг.) и УралЗИС, г.Миасс, Челябинской обл. (1944—1947 гг.). С учетом моделей, предшествовавших и последовавших за ЗИС-5 и ЗИС-5В, производство этого грузовика продолжалось с 1930 по 1958 год.
ГАЗ-67
Знаменитый советский автомобиль ГАЗ-67, автомобиль, который выпускался во время Великой Отечественной войны. Использовался в качестве командирского автомобиля. Он являлся простым, но надёжным полноприводным джипом. В условиях фронтовых дорог был незаменим. Выпускался автомобиль вплоть до 1953г. Отличительная особенность этого автомобиля – отсутствие дверей. Минимум комфорта, зато максимум проходимости, надежности и выносливости.
Послевоенные автомобили
ГАЗ-69
ГАЗ-69 – автомобиль, пришедший на смену модели ГАЗ-67, обладал отменной проходимостью. Как и предыдущие модели (ГАЗ-64, ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б) в народе назывался «козликом». Модель ГАЗ-69 с двухдверным восьмиместным кузовом (шесть человек на продольных трёхместных лавках, откидной задний борт) предназначался для пассажирских перевозок.
На празднике были представлены два автомобиля ГАЗ-69, 1963г. выпуска. Один из них – гость из г.Челябинска. Его владельцы, молодые ребята выехали вечером и утром добрались до Екатеринбурга своим ходом!
ГАЗ-69 А
С самого начала новая машина выпускалась в двух модификациях: ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. Представленный ГАЗ-69А — сельскохозяйственный (командирский) с четырёхдверным пятиместным кузовом, с комфортабельным трёхместным задним сиденьем, 1962г. выпуска.
ПОБЕДА ГАЗ-М-20
Знаменитый советский автомобиль «Победа», ГАЗ-М-20. Автомобиль начал проектироваться на Горьковском автомобильном заводе ещё во время войны, в 1944 году, когда стало понятно, что победа будет за нами, враг будет разбит, что стране нужен новый легковой автомобиль. Серийно выпускался с 1946 по 1958г. На выставке присутствовал автомобиль – 1946г. выпуска, серого цвета, ему 65 лет, а он прекрасно откатал на празднике свою программу. В 2015г. на выставку приехал и синий красавец, ГАЗ-М-20. На празднике в ЦПКиО я была поражена уменьшенной моделью «Победы» ГАЗ-М-20: не перевелись ещё «Левши» на Урале!
ЗИМ ГАЗ-12
На ретро выставке я впервые увидела красивейший ЗИМ, 1954г. выпуска! Автомобиль ГАЗ-12 выпускался на Горьковском автомобильном заводе с 1949 по 1959 год. Это шестиместный шестиоконный большой седан с длинной базой. ЗИМ – первая советская представительская машина.
ВОЛГА ГАЗ-21
На этот праздник приехал знаменитый советский культовый автомобиль «Волга» ГАЗ-21 самого первого выпуска – со звездой на решетке радиатора, выпущен в 1958г. Существует легенда, что оформление передка «со звездой» возникло из-за того, что исходный вариант не понравился на просмотре в Кремле после испытаний. И машине, чтобы начать её серийный выпуск, решили за счёт звезды на решётке радиатора придать ярко выраженную «партийную ориентацию». А выпускать серийно «Волги» стали в 1957г. Таких машин – первой серии — Горьковский автозавод произвел чуть больше 20 000 штук. Всего автомобилей ГАЗ-21 было выпущено более 600 000 штук. Последний автомобиль «Волга» ГАЗ-21 был выпущен в июле 1970г. На сегодняшний день автомобили ГАЗ-21 первой серии являются самыми редкими и дорогими.
ВОЛГА ГАЗ-21 И
Сразу две «Волги», обе 1961г. выпуска, представители второй серии ГАЗ-21И, реставрированный зеленый и черный автомобили – в прекрасном состоянии. ГАЗ-21 второй серии имеет технические отличия от первой серии. Видоизменилась и решетка радиатора, но, к радости наших глаз, осталась покрыта хромом.
Как и на автомобиле первой серии, капот «Волги» украшает фигурка застывшего в динамике оленя. Выбор этого животного в качестве эмблемы имел глубокие геральдические корни — олень издавна изображался на гербе Нижнего Новгорода (в советское время — г.Горький). Кроме статуэтки, на капоте мы видим длинный литой продольный молдинг, являющийся скульптурным продолжением ног оленя. Накапотный олень на заводе ставили лишь до 1962 г. (около 140 000 единиц).
ВОЛГА ГАЗ-21 (3-серия)
На автомобильном дефиле в 2014г. выступала очень нарядная, блестящая хромом и лаком, вишневая «Волга» ГАЗ-21 – третьей серии, 1965г. выпуска. Третья серия замыкает цепочку «Волг» ГАЗ-21. Это так же несколько обновленная модель, что по-современному называется рестайлинг, а в пору выпуска третьей серии «Волг» ГАЗ-21 пользовались словом модернизация. Технические данные у автомобиля практически не изменились, немного изменился внешний вид. Стала другой решетка радиатора, появился подоконный хром… А ещё «Волга» ГАЗ-21 – являлась главной героиней известного советского фильма «Берегись автомобиля».
На выставке в 2015г. ещё несколько «Волг» ГАЗ-21 – третьей серии порадовали своим присутствием собравшихся на праздник. «Волга» ГАЗ-21, 1967г. выпуска, собранная вручную из оригинальных деталей и имеющая состояние нового автомобиля пользовалась особым вниманием у гостей праздника!
ВОЛГА ГАЗ-22
Очень красивая бледно-васильковая «Волга» ГАЗ-22, 1967г. выпуска. Это советский легковой автомобиль среднего класса с грузопассажирским кузовом типа универсал. Серийно производился с 1962 по 1970 год на заводе ГАЗ (г.Горький).
ЧАЙКА ГАЗ-13
Известный советский представительский автомобиль «Чайка» ГАЗ-13, выпускавшийся малой серией на Горьковском автозаводе с 1959 по 1981 год. Всего выпущено чуть больше 3 000 таких автомобилей.
Сверкающий зеркальным хромом, черным лаком и хорошим настроением, автомобиль, приехавший на дефиле праздника Дня Города Екатеринбурга, представила администрация города. Это «Чайка» ГАЗ-13, 8-ми цилиндровый «V»-образный двигатель, 195 лошадиных сил, автоматическая коробка передач, 1960г. выпуска! Это вершина массового автомобилестроения Советского Союза!
ЗАПОРОЖЕЦ ЗАЗ-965
Как и другие автомобили, гости праздника приветствовали аплодисментами знаменитый ЗАЗ-965 «Запорожец» в народе прозван «Горбатый». Этот советский малолитражный автомобиль выпускался с 1960 по 1963 год в г.Запорожье (Украина). ЗАЗ-965А – модификация с двигателем мощностью 27 л.с., выпускался с 1962 по 1969 год. Прообразом при создании этого автомобиля был новейший итальянский автомобиль FIAT 600. ЗАЗ-965 приводился в движение мотором воздушного охлаждения, находящимся за задней осью. Воздушное охлаждение было более шумным, чем водяное. Зато исключалась возможность замерзания охлаждающей жидкости в зимних условиях. Машина предназначалась для двух – четырех человек. Несмотря на небольшие размеры, в салоне «Запорожца» было очень удобно и комфортно.
На празднике в 2014г. эту модель демонстрировали две машины: беленький, как игрушка, «Запорожец» ЗАЗ-965, 1964г. выпуска и бледно-голубой красавец 1965г. выпуска. Белый «Запорожец» прекрасно покатался по городской площадке, поприветствовал собравшихся светом своих фар. В своё время автомобиль этой марки обладал уникальной проходимостью за счет короткой базы и высокой посадки, активно использовался в загородных поездках.
А на выставку в 2015г. (в ЦПКиО) приехал ещё и алый «Запорожец» (укр. «Запорожець») ЗАЗ-965, 1963г. выпуска в эксклюзивной раскраске – с надписью «Екатеринбург» (благодаря своему хозяину).
ЗАПОРОЖЕЦ ЗАЗ-968
Выставка ретро машин в 2015г. порадовала присутствовавшими на ней легковыми автомобилями особо малого класса «Запорожцами» ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968М. Модели этих автомобилей выпущены с совершенно измененным дизайном (в сравнении с ЗАЗ-965) и модернизированным двигателем (другой карбюратор). Выпускались заводом «Коммунар» в г.Запорожье (Украина) с 1972 по 1994 год.
МОСКВИЧ-401
Гости праздника увидели сразу два ретро экземпляра знаменитого послевоенного советского автомобиля «Москвич-401», оба 1954г. выпуска. А в 2015г. на ретро выставку приехал очень красивый двухцветный «Москвич-401», 1952г. выпуска.
Эта машина производилась на Заводе малолитражных автомобилей в г.Москве (МЗМА). Изначально автомобиль являлся полным аналогом выпускавшегося в довоенной Германии автомобиля Opel Kadett. Конструкция автомобиля была воспроизведена на основе документации и оснастки, полученных советской стороной по репарационным соглашениям. Интересная деталь: дверцы у этого «Москвича» открываются навстречу друг другу. «Москвич-401» выпускался с 1954 по 1956 год. Было выпущено 216 006 седанов и 17 742 кабриолета.
МОСКВИЧ-403
На этом светлом «Москвиче» в Екатеринбург на выставку ретро автомобилей приехали гости из г.Челябинска, ехали своим ходом 10 часов. «Москвич-403» — это экспортное исполнение, выпуск 1964 года. Мы видим 2 хромированных зеркала заднего вида, установленные на передних крыльях, обилие хрома. В таком виде автомобили охотно покупались как в социалистических странах, так и в капиталистических. Большая часть этих автомобилей была поставлена в Финляндию и Швецию, где они до сих пор выступают на ретро выставках. Автомобили были очень надёжные, поэтому скандинавы их предпочитали, к тому же и стоили они не так дорого по их меркам.
МОСКВИЧ-407
На празднике присутствовал красивый голубой «Москвич-407», 1960г. выпуска. Это второе поколение легковых автомобилей «Москвич». Выпускался с 1958 по 1963 год на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА). «Москвич-407» стал глубокой модернизацией выпускавшегося до него «Москвича-402». Главное отличие — мощность. На 407-й модели установили новый верхнеклапанный двигатель мощностью целых 45 лошадиных сил, вместо устаревшего нижнеклапанного мотора мощностью 35 л.с. По тем временам — настоящий технический прорыв!
МОСКВИЧ-410
Очень редкие автомобили марки «Москвич-410» присутствовали на выставках в 2014 и 2015гг. «Москвич-410» — советский полноприводный автомобиль повышенной проходимости, выпускавшийся в 1957-1958гг. на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА). Фактически был полноприводным вариантом седанов «Москвича-402» и «Москвича-407» с усиленным несущим кузовом и прочими доработками, ориентированным для нужд сельских жителей.
МОСКВИЧ-423 Н
На праздник в 2015г. приехал тёмно-синий универсал «Москвич-423Н». Производился на базе «Москвича-407», выпускался в 1958—1963 гг.
ВОЛЫНЬ ЛуАЗ-969
Светло-серый автомобиль ЛуАЗ-969 «Волынь», 1969г. выпуска, — представитель семейства советских грузопассажирских микролитражных легковых автомобилей повышенной проходимости, выпускавшегося на Луцком автозаводе (г.Луцк, Волынская обл., Украина) с 1966 по 2001 год, модель 969 выпускалась до 1975 года. ЛуАЗ-969 был первым советским переднеприводным автомобилем, это первый внедорожник, бывший предметом народного потребления, то есть, официально продававшийся «в личное пользование». Кроме того, ЛуАЗ-969 — первый серийный советский автомобиль, созданный специально для нужд жителей села.
МОТОКОЛЯСКА С-3А
На праздник ретро автомобилей приехала очень яркая васильковая четырехколесная «Мотоколяска С-3А», изготовленная в 1968г. на Серпуховском мотоциклетном заводе. Мотоколяска — сокращение от слов моторная коляска — транспортное средство, занимающее промежуточное положение между полноценным автомобилем и мотоциклом. В СССР развитие этого вида транспорта в первую очередь пошло по пути создания специализированных конструкций для инвалидов. В свободную продажу мотоколяски не поступали, а распределялись через систему социального обеспечения.
Автомобили конца ХХ-го века
ВОЛГА ГАЗ-24
В 2015г. в ЦПКиО широко были представлены «Волги» модели ГАЗ-24. Это советский автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1967 по 1985 год. Новая модель «Волги» отличалась важными нововведениями:
• четырёхступенчатая полностью синхронизированная на передачах переднего хода коробка передач;
• гидровакуумный усилитель и разделитель контуров в тормозной системе;
• тормозные механизмы колёс с автоматической регулировкой;
• кованая балка передней подвески;
• улучшенное отопление салона с обдувом заднего стекла;
• двухкамерный карбюратор;
• 14-дюймовые диски колёс;
• привод стояночного тормоза на задние колёса;
• гнутые боковые стёкла.
«Волга» модели ГАЗ-24-10 является третьей серией модели ГАЗ-24. Этот существенно модернизированный автомобиль выпускался с 1985 по 1992 год.
ВОЛГА ГАЗ-24-24
Эта черная «Волга» модели ГАЗ-24-24 выпуска 1987 года. Это не простая «Волга»! У этого автомобиля под капотом «V»-образный 8-ми цилиндровый двигатель от автомобиля «Чайка» и автоматическая коробка передач. Это настоящая «Черная молния», автомобиль для спецслужб! Выпускался в очень ограниченных количествах, специально для слежения за иностранными посольскими автомобилями, особенно в Москве, которые обладали мощными моторами и от обычных «Волг» легко уходили. Поэтому Горьковский Автомобильный завод выпускал такие машины с мощными моторами внешне ничем не отличавшиеся от «Волг» ГАЗ-24, которые использовались спецслужбами.
ВОЛГА ГАЗ-3111
Там же я впервые увидела «Волгу» модели ГАЗ-3111, 2002г. выпуска. Это российский легковой автомобиль бизнес-класса выпускался экспериментально в 1998-2004 годах Горьковским автозаводом. ГАЗ-3111 выглядит очень динамичным и одновременно солидным автомобилем. Закруглённые линии обеспечивают хорошую обтекаемость, выпуклые формы дверей скрывают мощную защиту от боковых ударов.
ЗИЛ-41047
На выставку в 2015г. приехал «ЗИЛ-41047». Эта модель начала выпускаться на Заводе им. Лихачёва в 1985г. Сдвоенные фары стали прямоугольными, по-иному стилизована решётка радиатора, заменены задние фонари, указатели поворотов перемещены на торцы крыльев. Исчезли поворотные форточки на передних дверях. Рабочий объем двигателя – 7,68л, мощность — 350л.с. Автомобили предназначались для обслуживания членов Политбюро и встреч иностранных делегаций, и выпускались ограниченными партиями не более 20 штук в год. Последний автомобиль этого типа был выпущен для Президента Казахстана в 2002 г.
РАФ-2203 «Латвия»
На выставке в ЦПКиО (2015г.) я увидела микроавтобус «Латвия», 1989г. выпуска. РАФ-2203 «Латвия» выпускался Рижской автобусной фабрикой в 1976-1997 годах. Этот микроавтобус широко использовался как маршрутное такси, автомобиль скорой помощи и в роли служебного транспорта.
МОСКВИЧ ИЖ-412
Опять «Москвич», но уже марки ИЖ-412. Автомобиль выпускался Ижевским автомобильным заводом с 1968 по 1997 год. Приехавший на праздник «Москвич ИЖ-412», с момента выпуска (1969г.) находился в собственности одной семьи (что доказывают государственные номера старого образца), находится в прекрасном состоянии, прошел цикл реставрационных работ. В жизни этого автомобиля был момент, когда он был угнан и разукомплектован. Владелец машины собственноручно восстановил любимый автомобиль и показал на празднике отличные способности машины, продемонстрировав пилотажную езду.
В 2015 году ещё несколько «Москвичей» ИЖ-412 продемонстрировали свои возможности ретро автомобилей.
МОСКВИЧ-2140
На автомобильном дефиле гости праздника приветствовали очень симпатичный алый «Москвич-2140», 1979г. выпуска. Модель автомобиля 2140 с более усовершенствованной тормозной системой пришла на смену «Москвичу-412». Выпускался такой автомобиль с 1976 по 1988 год на заводе АЗЛК (г.Москва).
МОСКВИЧ-2137
«Москвич-2137» — советский грузопассажирский автомобиль, универсал, выпускавшийся в Москве на заводе АЗЛК с 1976 по 1985 год на базе легкового автомобиля «Москвич-2140».
МОСКВИЧ-2142
На праздник приехал уникальный темно-синий автомобиль «Москвич-2142» «Князь Владимир», 2001г. выпуска. Несмотря на сравнительно недавний год выпуска, машина является раритетом, так как выпуск такой модели производился на «ОАО Москвич» с 1997 по 2002 год и было произведено очень незначительное количество этих 4-дверных седанов-стрейч (седан с багажником).
ЖИГУЛИ ВАЗ-2101
В августе 1966г. было подписано соглашение между итальянской компанией Fiat и советским Внешторгом о сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей. В его рамках был утвержден проект строительства автозавода на территории СССР в г.Тольятти. Так рождались знаменитые «Жигули».
На базе ВАЗ-2101 было создано «классическое» семейство автомобилей ВАЗ, которое находилось на конвейере до 2012 года. «Жигули» ВАЗ-2101 производились на Волжском автомобильном заводе (г.Тольятти) с 1970 по 1988 год.
Бордовый автомобиль «Жигули» 13-й модели, 1973г. выпуска, ВАЗ-21013, продолжение знаменитой «копеечки», очень красивая модель – пятиместный 4-дверный седан с хромовыми колпаками.
ЖИГУЛИ ВАЗ-2102
Красивый светло-желтый автомобиль «Жигули» марки ВАЗ-2102, 1979г. выпуска, так же попал на выставку ретро машин. ВАЗ-2102 «Жигули» — советский заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа универсал. Серийно выпускался с 1971 по 1986 год. В свое время эти автомобили пользовались большой любовью жителей нашей страны, и их было много на дорогах СССР. А сейчас уже сложно увидеть такой автомобиль.
ЖИГУЛИ ВАЗ-2103
ВАЗ-2103 «Жигули» — советский заднеприводный легковой автомобиль в комплектации «люкс» с кузовом седан. К нам на праздник приехала знаменитая «троечка» в прекрасном состоянии, темно-синего цвета, 1979г. выпуска. Именно такой автомобиль и такого цвета снимался в фильме «Приключения итальянцев в России». Из-за обилия хрома этот автомобиль считался самым красивым автомобилем СССР 70-х годов.
В 2015г. ещё два автомобиля ВАЗ-2103 были представлены на выставке в ЦПКиО.
Парад ретро автомобилей в День Города. Екатеринбург, 2014:
Выставка ретро автомобилей в День Города. Екатеринбург, 2015:
Другие статьи, связанные с техникой:
Мотоцикл в музее.
Парад РЕТРО. Зарубежные автомобили.
«Спортивная феерия». МОТОБОЛ глазами дилетанта.
Музей Трамвая. г.Екатеринбург, Россия.
КОСМОС рядом с нами. NASA.
Ностальгия технарей.
Средняя оценка: 5 из 5
Самой большой радостью в детстве было, когда я садился в такой же точно беленький горбатый ЗАС-965, чтоб ехать куда-то с родителями.
ЗАС-965 — «Горбатый» «Запорожец» — был истинно народным автомобилем. Ездили на нём и в дальние путешествия, и за город по грибы после работы. И успевали! Если помните, Сергей, пробок на дорогах в то время не было.
А меня на «копейке» сестра возила!
Первая партия «копеек» вышла в комплектации с итальянским двигателем, такой автомобиль очень ценился у автолюбителей.