Рассказ о Музее Американской Железной Дороги в городе Фриско, штат Техас, США (Museum of the American Railroad, Frisco, Texas, USA).
«ЭПОХА ПАРА»
В 1963 году в Фэйр парке (Fair Park) города Даллас был открыт музей под названием «Эпоха Пара» («Age of Steam»). Инициаторами и организаторами музея-выставки стали Джозеф Ракер младший (Joseph Rucker Jr.) и Эверетт Ли ДеГольер младший (Everett Lee DeGolyer Jr.), питавшие пристрастие к железным дорогам. Эверетт ДеГольер мл. слыл влиятельным филантропом, как и его отец, и разделял любовь отца к поездам и истории Дикого Запада.
Основная цель открытия музея заключалась в том, чтобы сохранить американское наследие и показать огромное влияние железной дороги на развитие Далласа, Техаса и общества в целом. Музей начался с нескольких экспонатов, один из них: старый паровоз под номером 7. Старожилом музея является и здание железнодорожной станции, построенное в 1900-ом году.
В самом начале своего существования музей «Эпоха Пара» пользовался огромной популярностью, пополнялся новыми выставочными экземплярами, имел финансовую поддержку. Затем наступило затишье: в период с 1969 по 1986 год не добавилось ни одного экспоната. Музей выжил в основном за счёт бесплатной работы общественников.
А потом вновь повеяло свежим ветром перемен. За последующие 20 лет своего существования музей пополнился, разросся и приукрасился. Теперь здесь можно увидеть не только паровозы, но и дизель-электровозы, пассажирские и товарные вагоны, другую железнодорожную транспортную технику.
В 2005 году музей стал Центром проведения в жизнь ряда программ по образованию, в основном это касается учащихся старших классов школ и студентов колледжей. Железные дороги всегда были проводниками новых достижений и изменений в обществе. Именно историю развития железной дороги и преподносят детям в виде лекций и рассказов, которые можно назвать составной частью общеобразовательных программ, интересных и для взрослых.
Среди посетителей музея представители всех возрастов, но главные экскурсанты и почитатели музея — дети. Пешие экскурсии в виде прогулок по музею под открытым небом — это одновременно и развлечение, и приобретение знаний.
ПАРОВОЗ № 1625
Паровоз №1625 был построен в 1918-ом году «Американской локомотивной компанией» («American Locomotive Company») для Российской империи. Но конфликты Первой мировой войны помешали доставке паровоза, поэтому он остался в США. Два раза паровоз переходил с одного места службы на другое, а в 1964-ом году окончательно сошёл с рабочей колеи и был передан в музей. Паровоз №1625 установлен на путях рядом со зданием железнодорожной станции.
Дом для МУЗЕЯ АМЕРИКАНСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Стал очевидным факт, что название музея — «Эпоха Пара» — по прошествии времени, перестало соответствовать его содержанию. К 2006-ому году в коллекцию уже входило 42 выставочных экспоната техники, включавшей не только старинные паровозы, но и представителей более современных технических достижений середины XX-го века. Поэтому было принято решение переименовать музей. С 2006-го года музей в Фэйр парке называется Музей Американской Железной Дороги — Museum of the American Railroad.
И ещё более очевидным было то, что занимаемая музеем небольшая площадь не позволяла демонстрировать все экспонаты. Музею требовалась новая просторная площадь, новый дом. Поэтому занялись сбором фондов и поиском места для постройки музея. В результате проработки многих вариантов, в 2007-ом году предпочтение отдали городу Фриске, расположенному в пригородах Далласа в 50 милях от Фэйр парка.
В это время город Фриско занимался постройкой Музея Исторического Наследия (Heritage Museum), чтобы отдать дань своим корням. Дело в том, что город получил название в честь исторической железной дороги, вокруг которой он и разросся: железная дорога Сент-Луис — Сан-Франциско, St. Louis – San Francisco Railway (SLSF или «Frisco»). Город видел потенциал в строительстве Музея Американской Железной Дороги рядом с Музеем Исторического Наследия, поэтому и выделил 12,4 акра земли и 1 миллион долларов на переезд.
Большинство экспонатов техники не могли самостоятельно преодолеть путь до Фриско, так как десятилетиями находились без движения, и ремонт их требовал значительных затрат. Эти локомотивы разбирали на части и отправляли на платформах. Как бы ни было трудно, благодаря помощи спонсоров и дружной работе энтузиастов-добровольцев переезд музея был завершён в 2013 году.
То, что мы видим сейчас, можно назвать «Музей в поле». Музей Американской Железной Дороги находится в состоянии перестройки и реорганизации. Строительство нового большого здания музея (экспонаты техники будут находиться под крышей) ещё не началось, поэтому локомотивы и вагоны находятся на путях и терпеливо ждут нового жилища. Говорят, что это должен быть один из лучших музеев США о железнодорожном транспорте.
После переезда во Фриско пешие туры-экскурсии возобновились. Локомотивы и составы вагонов стоят очень близко друг к другу, но тем не менее, есть возможность всё внимательно рассмотреть, прослушать комментарии гида, даже подняться в кабину некоторых могучих железный коней.
Проведении реорганизации и развитие Музея Американской Железной Дороги является наглядным примером того, как люди своим кропотливым трудом строят будущее. Шаг за шагом. Забота о сохранении исторического наследия — неоценимый вклад в развитие новых поколений общества. Другими словами, всё делается главным образом для детей. Они растут, учатся, впитывают много новой информации. И посещение такой выставки технических достижений прошлого века, как Музей Железной дороги, можно назвать вводным уроком перед долгим путём учёбы и получения знаний — дорогой длиною в жизнь.
Я посетила Музей Американской Железной Дороги летом 2015 года, став крупинкой в нескончаемом потоке школьников, их учителей и родителей, приехавших посмотреть на заслуженные локомотивы и поезда. Ни в одной книге нельзя прочитать о том, что можно увидеть своими глазами, акцентируя внимание на каждой мелочи.
Экспонаты Музея Исторического Наследия в городе Фриско:
Познакомимся подробнее с некоторыми экспонатами коллекции Музея Американской Железной Дороги.
«БИГ БОЙ» № 4018
«Биг Бой» — «Большой парень» («Big boy») — название самого большого и мощного серийного паровоза в мире. В 1941-44гг. такие паровозы выпускала «Американская локомотивная компания» («American Locomotive Company»), штат Нью-Йорк, США. Предназначались данные локомотивы для перевозки тяжёлых грузов исключительно по железной дороге «Юнион-Пасифик» («Union Pacific Railroad»). Всего было изготовлено 25 паровозов. После 1959 года паровозы типа «Биг Бой» сняли с эксплуатации.
Американский паровоз «Биг Бой» №4018, один из сохранившихся гигантов, является украшением коллекции Музея Американской Железной Дороги. На кабине паровоза нанесена маркировка 4-8-8-4.
У «Большого парня» 2 передних колесных пары (4 колеса) диаметром 36 дюймов (0,914 м); две ведущих группы — по 4 колёсных пары (16 колёс) диаметром 68 дюймов (1,727 м); 4 опорных поддерживающих колеса диаметром 42 дюйма (1,067 м) под огромной топкой. Колесо в рост взрослого человека!
Высота локомотива — 4,94 метра, длина (без тендера) — 25,99 метра. С учётом угля и воды, необходимых для движения паровоза, вес его составляет почти 1,250 млн. фунтов или 567 тонн. Мощность локомотива 6290 лошадиных сил, а максимальная развиваемая скорость — 80 миль/час или 130 км/час.
Последнюю поездку «Биг Бой» №4018 совершил 21 июля 1959 года, но и в данный момент выглядит отлично. Покрашен тёмно-синей краской, имеет надпись «Юнион-Пасифик». И взрослые, и дети на паровоз смотрят завороженно и рассказ экскурсовода слушают с большим вниманием.
«МЕТЕОР» № 4501
Паровоз «Метеор» №4501 — центральный экспонат Музея Американской Железной Дороги.
«Метеором» первоначально назвали скорый поезд, курсировавший по железной дороге «Фриско» в начале XX-го века.
Локомотив Фриско-4501 (Frisco-4501), класса 4-8-4 — один из трёх паровозов подобного класса, изготовленных специально для «Фриско» во время Второй мировой войны, в 1942-ом году. Паровоз №4501 определили на службу к поезду «Метеор» и назвали «Метеор». Поезд осуществлял сообщение между городами Сент-Луис, Тулса и Оклахома-Сити (St Louis, Tulsa & Oklahoma City). «Метеор» мог со скоростью 90 миль в час тянуть за собой один из самых важных пассажирских поездов в важный период истории США.
«Метеор» — паровоз был большой, шумный и с красивым дизайном. Локомотив первоначально имел сине-бело-серую окраску. Позже его перекрасили в патриотические сине-красно-белые тона. Даже сейчас «Метеор» №4501 выглядит образцово, с красной надписью «METEOR» на борту.
Жаль, что служба паровоза длилась недолго. В 1947-ом году локомотив перевели с пассажирской службы на обслуживание товарных составов, а в 1952-ом году отправили на пенсию. Точнее, на склад, где держали резервный парк паровозов для покрытия сбоев в графике.
В сентябре 1964-го года паровоз «Метеор» №4501 был подарен Музею Американской Железной Дороги, находящемуся в данный момент в городе Фриско. Замечательно, что можно увидеть такой уникальный паровоз, сохранившийся до сегодняшнего дня.
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРОВОЗ Н12-44 — РОДСТВЕННИК ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ
Среди экспонатов Музея Американской Железной Дороги — дизельный электровоз модели Н12-44, выпущенный в 1956-ом году локомотивной компанией «Фэйрбанк-Морс» — «Fairbank-Morse», г.Белойт, штат Висконсин, США (Beloit, Wisconsin, USA) для железной дороги «Саузен Пасифик» («Southern Pacific»).
В локомотиве применён дизель, сконструированный на основе разработок двигателей, которые были у большинства подводных лодок США во время Второй мировой войны. В двигателе дизельного локомотива Н12-44 шесть цилиндров, и в каждом — по два поршня, за счёт чего и увеличивается мощность. В 50-ых годах прошлого столетия это был самый мощный дизель. Мощность его составляла 1200 л.с. и он мог развивать скорость 60 миль/час.
Дизельный электровоз Н12-44 сразу завоевал первое место на рынке благодаря передовым характеристикам. Но большой проблемой явилось то, что сложная конструкция двигателя требовала дорогостоящего техобслуживания и ремонта. Было выпущено более 300 локомотивов Н12-44.
К 1975-му году все они были сняты с обслуживания железных дорог, но некоторые до сих пор находятся в рабочем состоянии. Дизельный электровоз в Музее Американской Железной Дороги, также работоспособен. Локомотив находится в составе коллекции с 1993 года и ожидает, когда дойдёт его очередь для приведения в парадный вид.
«ЛОКОМОТИВ ВЕКА» № 6913
Дизельно-электрические локомотивы модели DDA40X, мощностью 6600 л.с. являются самыми мощными и самыми длинными дизельными локомотивами в мире. У них два дизельных мотора по 3300 л.с.
Уникальным локомотивам дали прозвище «Локомотив века» или «Большой Джек» (Centennial или Big Jack). Один из «Больших Джеков» является экспонатом Музея Американской Железной Дороги в городе Фриско. Изготовлены локомотивы в 1969-71гг. компанией Дженерел Моторс ЕМД — General Motors EMD (Electric-Motive Division) для железной дороги «Юнион Пасифик». Всего выпущено 47 штук. Длина «Большого Джека» — 30 метров, высота до крыши кабины — 4,56 метра, вес — 236,77 тонн. Все дизельные локомотивы модели DDA40X прошли более 1-го миллиона миль.
На пенсию их начали отправлять с 1984-го года. «Большой Джек» №6913 ушёл в отставку в 1986-ом году и попал в Музей Американской Железной Дороги. Стоя рядом с таким гигантом, чувствуешь себя маленьким и беззащитным по сравнению с шестью тысячами шестьюстами лошадиными силами.
Дизель-электровоз модели М-160
Выпущен в 1931-ом году как газово-электрический, а затем был переконструирован в дизель-электрический. Имеет название «Божья коровка» (Doodlebug). Восстановлен и работоспособен. Трудился на железной дороге Атчисон, Топека и Санта Фе — «Санта Фе» (Atchison, Topeca & Santa Fe — «Santa Fe»). Отправлен на пенсию в 1966-ом году.
Дизель-электровоз модели FP-45 №97
Мощность — 3600 л.с. Выпущен в 1967-ом году. Работал на железной дороге «Санта Фе». Дизель-электровоз вышел на пенсию в 1999-ом году.
Электровоз модели GG1 №4903
Построен в 1943 году для железной дороги «Пенсильвания» (Pennsylvania Railroad). Водил пассажирские поезда. Последний из поездов данного типа вышел в отставку в начале 80-ых годов прошлого века.
GG1 №4903 — один из тех локомотивов, которые в 1968-ом году тянули похоронный поезд сенатора и кандидата в президенты Роберта Фицджеральда Кеннеди от Нью-Йорка до Вашингтона. Тогда тысячи людей собрались у железнодорожного полотна, чтобы проводить брата Джона Ф. Кеннеди в последний путь.
Пассажирский Спальный Вагон ПУЛЬМАН
Музей Американской Железной Дороги обладает 10-ю спальными пассажирскими вагонами, изготовленными компанией «Пульман» («Pullman»); из них четыре вагона — высшего класса («heavyweight»). Компания «Пульман» славилась качеством выпускаемой железнодорожной техники. Само понятие «пульмановский вагон» обозначало комфорт, безопасность и высокое качество обслуживания. В компании «Пульман» впервые был изготовлен вагон-ресторан.
Начала свою деятельность компания «Пульман» во второй половине XIX-го века, а последний пассажирский вагон был выпущен в 1981-ом году. Эра «Пульман» закончилась. Но купе в вагоне-музее выглядят уютными и так и манят войти вовнутрь, посидеть на мягком диванчике. Или вздремнуть на приготовленном для отдыха спальном месте-кровати, что категорически воспрещается правилами посещения музея.
Экспозиция Музея Американской Железной Дороги в Музее Исторического Наследия г.Фриско
«ЭТИ ПОЕЗДА ПОСТРОИЛИ НАЦИЮ»
Большое обычно начинается с малого, а в самый сложный механизм входят и простые детали. Взрослые, слушающие лекции и просматривающие стенды Музея Исторического Наследия и Музея Американской Железной Дороги, наверняка испытывают лёгкое чувство ностальгии по прошлому, где прошло их детство. Некоторые из них, самые старшие, были свидетелями открытия музея «Эпоха Пара».
А сегодняшнее молодое поколение глядит на могучие паровозы и дизель-электровозы, как на что-то необыкновенное.
Некоторые дети до посещения музея никогда в жизни не видели настоящего паровоза. И даже не ездили на поезде, так как сейчас в США проблема перемещения решается с помощью либо автомобиля, либо самолёта.
Не каждый из маленьких посетителей музея станет инженером или учёным, но они навсегда запомнят: все окружающие нас умные и сложные вещи сделаны людьми. Дети, когда вырастут, смогут стать участниками свершения маленьких и больших чудес. В том числе и в области техники.
Про экспонаты Музея Американской Железной Дороги, являющиеся представителями железнодорожной техники прошедшего столетия, говорят: «Поезда, построившие нашу нацию» — «The Trains that built our nation».
Видео из Музея Американской Железной Дороги, г. Фриско, штат Техас, США:
Другие статьи о техническом творчестве:
Мотоцикл в музее — Ирбитский Государственный Музей Мотоциклов;
Парад РЕТРО. Зарубежные автомобили — выставка-парад ретро зарубежных автомобилей;
Парад РЕТРО. Автомобили СССР — выставка-парад ретро автомобилей СССР;
Музей Трамвая. г.Екатеринбург, Россия — Музей истории развития трамвайно-троллейбусного управления;
КОСМОС рядом с нами. NASA — Космический Центр NASA в городе Хьюстон, штат Техас, США;
Ностальгия технарей — воспоминания инженера-конструктора.
Средняя оценка: 5 из 5
Очень интересная и познавательная экспозиция Музея Американской Железной Дороги под открытым небом. И хорошо, что у подрастающего поколения есть возможность в живую познакомиться с гигантами техники своего времени. Эти исторические экспонаты уже стали мировым достоянием.
Моя взрослая жизнь началась с путешествия на поезде в Москву. Это было в старших классах школы. Поезд привёз в столицу, неизвестную и красивую, полную тайн. С тех пор я очень уважительно отношусь к железнодорожному транспорту, люблю ездить в СВ (особенно с подругой Мариной), посещаю все Музеи Железных Дорог. Музей Американской Железной дороги стал следующим и произвёл сильное впечатление. Паровозы и электровозы покоряют мощью и стальной выправкой.
Спасибо большое, Сергей, за интерес к публикации